Мюнхенский будильник

№8(942) 21 - 27 февраля 2020 г. 19 Февраля 2020 4.9

Нашумевший план мирного урегулирования в Донбассе разбудил украинскую партию войны

Мне неоднократно приходилось комментировать телефонные переговоры политических лидеров, обращая внимание на нюансы в сообщениях пресс-служб, но не припомню, чтобы интерпретация событий в официальных релизах столь различалась, как после разговора Владимира Путина и Владимира Зеленского 14 февраля.

В офисе украинского президента сообщили: «Стороны обсудили выполнение договоренностей, достигнутых в ходе Нормандского саммита 9 декабря 2019 года в Париже, а также подготовку к следующей встрече лидеров «Нормандской четверки». Отдельно Владимир Зеленский и Владимир Путин акцентировали внимание на процессе освобождения удерживаемых украинских граждан, которые находятся на временно оккупированных территориях Донбасса и Крыма, а также в Российской Федерации».

В Москве написали о разговоре на два с половиной часа позднее: «Президент России акцентировал важность полной и безусловной реализации минского «Комплекса мер» и решений, принятых на саммитах в «нормандском формате», в том числе в Париже 9 декабря 2019 года. В связи с известными высказываниями представителей украинского руководства Владимир Путин прямо поставил вопрос — намерен ли Киев реально выполнять минские договоренности. Затронуты также вопросы, касающиеся поддержания устойчивого режима прекращения огня, дальнейшего разведения сил и средств на линии соприкосновения и работ по разминированию. Выражена готовность продолжить усилия, направленные на освобождение и обмен связанных с конфликтом удерживаемых лиц. В контексте предстоящего 75-летия Великой Победы с российской стороны подчеркнут вклад всех народов СССР в разгром нацистской Германии и указано на недопустимость искажения исторической правды о событиях Второй мировой войны. Кроме того, Владимир Путин выразил соболезнования в связи с гибелью 13 февраля граждан Украины в дорожно-транспортном происшествии в Псковской области».

Диалоги и монологи

Как видим, в пресс-релизах совпало только упомянутое Москвой вскользь обсуждение вопроса обмена. Особенно же обращает на себя внимание необычайно жесткий для такого рода сообщений тон. Однозначно дается понять, что с российской стороны были высказаны серьезные претензии. Причем ответа на них не получено.

Этот телефонный разговор, «по инициативе украинской стороны», как отметили в Кремле, состоялся накануне поездки Зеленского на Международную конференцию по безопасности в Мюнхене, где Киевом была запланирована презентация новых подходов к разрешению конфликта в Донбассе, как раз и предполагающая ревизию Минских соглашений, упоминание которых вообще исчезло из заявлений украинских спикеров.

Однако на Банковой считали, что новые идеи носят достаточно компромиссный характер и могут заинтересовать Москву. Зеленский озву-чил их в Мюнхене, и в целом их можно свести к следующему: войска разводятся по секторальному принципу — линия фронта разбивается на сектора, на которых по очереди начинают отвод сил и средств. План посекторального разведения Зеленский пообещал скоро предоставить «нормандской четверке».

Главное — Зеленский предложил совместное с Россией патрулирование границы в Донбассе при участии представителей ОБСЕ и неподконтрольных территорий на период подготовки местных выборов. И это серьезное смягчение позиции, поскольку ранее Киев настаивал на полной передаче ему контроля над границей. Более того — «разоружение и вывод всех незаконных формирований» еще до проведения выборов.

По сути такое предложение для Украины скорее вроде сохранения лица. Как показывает опыт, отдельные украинские патрули, которые будут вместе с подразделениями т.н. «ДНР/ЛНР» передвигаться вдоль границы, ни на что не повлияют и ситуацию контроля самопровозглашенных республик над этими территориями не изменят. Согласно поступившим инсайдам, в «закрытой» части украинских предложений речь шла о том, что после выборов со сформированными по их итогах новыми властями неподконтрольных территорий в Киеве готовы обсуждать их будущий окончательный статус в составе Украины (с нынешним «руководством» ОРДЛО центральная украинская власть разговаривать не намерена).

Но, судя по всему, такой подход в Москве не восприняли. Ведь, вероятно, речь шла о следующем маневре: выступаем с требованием жесткого пересмотра Минских соглашений, а затем соглашаемся на более мягкий вариант, но в любом случае подразумевается пересмотр Минска исключительно в пользу Киева.

Москва же предпочитает иную позицию: если пересматривать, то «движение должно быть в обе стороны», включая и позиции, которые Россия считает желательным улучшить в плане мирного урегулирования.

Неделю назад я привел слова главы МИД РФ Сергея Лаврова, в которых он в достаточно жестких выражениях высказал опасения относительно судьбы населения непризнанных республик в свете влиятельности националистических группировок в самой Украине и сомнения в возможностях президента Зеленского их контролировать. При этом я подчеркнул, что заявление Лаврова можно понять и следующим образом: если требуемые гарантии не на словах, а на деле будут иметь место (а это означает кардинальное изменение всей политической ситуации в Украине), то в позиции Москвы могут быть подвижки.

И, судя по всему, эту озабоченность Москве удалось донести до западных партнеров по «нормандскому формату», причем даже в более широком контексте, в плане того, что для полноценной реинтеграции Донбасса потребуется определенное переформатирование и самой Украины.

Накануне Мюнхенской конференции по безопасности на ее сайте был опубликован план «Двенадцать шагов к большей безопасности в Украине и евроатлантическом регионе». Его авторы: экс-министр обороны Великобритании Дес Браун (от Европейской сети лидеров), председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер, экс-сенатор США Сэм Нанн и бывший министр энергетики США, американский физик-ядерщик Эрнест Мониз (от Инициативы по ядерной угрозе), бывший глава МИД РФ Игорь Иванов (от Российского совета по международным делам).

В самом документе говорится, что политическое решение конфликта «имеет фундаментальное значение» для его прекращения; для «улучшения перспективы конструктивного украинско-российского диалога в более широком смысле, в том числе по Крыму; а также для улучшения ситуации в сфере евроатлантической безопасности».

Из двенадцати его пунктов одиннадцать можно отнести к рабочим предложениям по постепенному выходу из конфликта всех вовлеченных в него в той или иной степени сторон. Но особое внимание я обратил бы на п.12, который стоит привести полностью:

«Запуск «нового диалога о национальной идентичности» в Украине. «Новый инклюзивный национальный диалог во всей Украине желателен и мог бы быть запущен как можно скорее. В таком диалоге должны участвовать лидеры мнений, ведущие ученые и международно признанные эксперты. Должны быть приложены усилия для взаимодействия с видением соседей Украины, в частности Польши, Венгрии и России. Диалог должен касаться тем истории и национальной памяти, языка, идентичности и опыта меньшинств. Он должен охватывать [проблематику] терпимости и уважения к этническим и религиозным меньшинствам — как внутри страны, так и в международном контексте — для расширения взаимодействия, инклюзивности и социальной сплоченности».

Однако официальный Киев категорически отверг этот план на всех уровнях, что привело к небольшому скандалу — документ исчез с сайта конференции, но спустя некоторое время появился вновь. «В Мюнхене нашли план, как урегулировать войну на востоке Украины. А нас почему не спросили? Это же у нас там война. Просто хочу напомнить, можно спросить нас. В первую очередь приоритет — это наша независимость, наша политика и наше видение урегулирования этой ситуации», — так охарактеризовал его Зеленский.

Причина ответного шага проста — мощное давление со стороны различных кругов в США. Преду-предительным выстрелом для Зеленского стал выход расследования выпускаемой «Радио Свобода» программы «Схемы» на Первом Национальном, согласно которому в Омане Зеленский тайно встречался с главой Совбеза России Николаем Патрушевым. Смысл понятен: теперь любое продвижение будет объявлено следствием оманского рандеву, причем как раз накануне очередной годовщины главных событий евромайдана, которая может стать хорошим поводом для мобилизации патриотов.

Накануне поездки в Мюнхен президент Зеленский принял делегацию американских сенаторов (демократов и республиканцев), целью которых было поддержать дух не только киевских властей в противостоянии России, но и местных «птенцов Сороса», приунывших после провала импичмента Трампа.

Незамедлительно последовала активизация «партии войны» — противодействовать «плану предательства» отправились в Мюнхен Арсений Яценюк и Петр Порошенко. Также появилось заявление, подписанное четырьмя бывшими американскими послами в Украине (Джон Хербст, Стивен Пайфер, Уильям Тейлор, Мари Йованович). В документе подчеркивается, что «разрешение конфликта описывается в дружественных Кремлю терминах».

Война или провокация?

Очередной отказ от компромисса с определенным пересмотром Минских соглашений, который, судя по всему, обозначился еще до Мюнхенской конференции, в ходе телефонного разговора Зеленского с Путиным, определил и позицию западных участников «нормандского формата». Пресс-служба внешнеполитического ведомства Германии следующим образом прокомментировала встречу его главы Хайко Мааса и его украинского коллеги Вадима Пристайко в Мюнхене:

«Глава МИД Хайко Маас заверил своего коллегу Пристайко, что мы хотим поддерживать Украину на пути реформ и в контексте прекращения конфликта на востоке Украины, — сообщило ведомство. — Чтобы добиться политического решения, нужно реализовывать минские договоренности, доверие для этого создает «нормандский формат». Об этом же говорится в пресс-релизе ведомства бундесканцлера о телефонном разговоре Ангелы Меркель с Владимиром Зеленским 11 февраля (по инициативе Берлина.)».

«Канцлер и президент Зеленский обменялись мнениями, в частности, о ситуации в области безопасности на востоке Украины и подчеркнули необходимость полного выполнения Минских соглашений и решений саммита в Нормандии 9 декабря 2019 года».

Но в куда более пространном сообщении Банковой Минские со-глашения не упомянуты. Иными словами — не хотите обсуждать разумные варианты новых подходов, значит, выполняйте Минск как он есть. И это позиция Берлина, который еще недавно, на саммите в Париже, в частности, с пониманием относился к предложениям Киева.

Ну а Эммануэль Макрон и вовсе выступил с призывом к кардинальному улучшению отношений с Россией в интересах Европы: «Санкции не принесли ничего позитивного. И, конечно, много будет меняться. Мы не будем ждать, пока Россия обратится к нам. Я просто хотел сказать, что нам необходимо разработать новую стратегию и быть более решительными, более напористыми... Мы не должны отходить от своих позиций, но при этом необходимо установить стратегический диалог. Ситуация, которая существует сегодня, — это самое страшное: мы не разговариваем друг с другом, конфликты повсеместно возникают».

По сути это призыв к смягчению (либо вообще отмене) санкций, причем без привязки к конфликту в Украине, как это было раньше. И это очень серьезно. Очередное решение по антироссийским санкциям Европы должно быть принято в июне. Напомню, ранее каждое их продление проходило с немалым скрипом, причем часто и от Киева требовали тех или иных символических шагов, демонстрирующих его стремление к миру и выполнению Минских соглашений.

Неудивительно, что не состоялись планировавшиеся в Мюнхене (пусть и без особой публичности) переговоры министров иностранных дел «нормандской четверки», а новый саммит на высшем уровне, запланированный на апрель, по всей вероятности, не состоится. Заявлений и сигналов, указывающих на это, очень много.

«Основания (для проведения нового нормандского саммита. — С. Б.), могут появиться только в одном случае — если решения предыдущего саммита, который состоялся в декабре, будут выполнены. Пока мы прогресса ни на одном из направлений не наблюдаем», — ответил на вопрос журналиста Сергей Лавров по итогам Мюнхенской конференции.

На этом фоне утром 18 февраля произошло серьезное обострение ситуации в районе Золотого, где боестолкновения шли уже последние три недели. Причем случилось это накануне созванного по инициативе России заседания Совбеза ООН, посвященного ситуации в Украине и приуроченного к годовщине Минских соглашений. На момент написания этих строк штаб ОСС сообщил о четверых погибших и шести раненых с украинской стороны.

Версии, как всегда в подобных случаях, диаметрально противоположные, но нельзя не отметить, что впервые за долгое время не только официальные, но и неофициальные украинские источники говорят о том, что инициатива исходила от противоположной стороны, утверждается, что ВСУ потеряли два опорных пункта.

Из-за событий в Донбассе президент Зеленский созвал экстренное совещание СНБО. Но по его итогам прозвучали достаточно умеренные и успокаивающие заявления: «Наш курс на завершение войны и преданность международным договоренностям остается неизменным — так же, как и наша решимость дать отпор любым проявлениям вооруженной агрессии против Украины»; «Мы уверенно приближаемся к остановке войны и к миру».

По словам главы Генштаба Руслана Хомчака, был встречный бой на посту «Баня» 72-й ОМБР, от которого отошли обе стороны (источники в военной среде уточняют, что речь идет о пункте в «серой зоне», занятом ВСУ в середине января). «Не нужно разгонять зраду, что началась война, мы все контролируем», — закончил брифинг начальник Генштаба.

Я не буду торопиться строить версии и делать далеко идущие выводы из этого инцидента. Между тем одно уже можно сказать: для официального Киева боестолкновение оказалось весьма некстати. Это может быть связано с внутренними проблемами. Ведь власть действительно дает патриотическому сообществу повод заявлять о предательстве национальных интересов, и оно требует более жесткой позиции, а то и угрожает перейти к протестным акциям.

Тем более накануне прозвучало весьма двусмысленное заявление там, где поддержка Украины всегда была безоговорочной. По итогам встречи министров обороны стран—членов НАТО, программа которой включала и рабочий завтрак с министром обороны Украины Андреем Загороднюком, генсек Альянса Йенс Столтенберг заявил: «Мы можем похвалить президента Зеленского за инициативы по поиску мирного разрешения конфликта на Украине, однако необходимо сделать больше на пути к мирному урегулированию, где остается много проблем. Мы видим ежедневные нарушения соглашений о прекращении огня, мы видим, что наблюдатели ОБСЕ не могут перемещаться свободно и безопасно». Из контекста можно понять, что именно Зеленскому «необходимо сделать много больше» для пресечения ежедневных нарушений прекращения огня.

Появились инсайды, что состоялся телефонный разговор главы ОП Украины Андрея Ермака и замруководителя АП России Дмитрия Козака, в ходе которого собеседники сошлись во мнении, что имела место провокация. А также договорились, что каждая из сторон проведет негласное внутреннее расследование. А вечером того же дня был опубликован указ президента России об освобождении от должности Владислава Суркова, хотя еще накануне все указывало на то, что он остается, причем, согласно утечкам, будет по-прежнему курировать непризнанные республики, а Козак станет осуществлять коммуникацию с Киевом.

Мне представляется маловероятным, что эти события никак между собой не связаны. В Москве не могли не понимать, что молва непременно увяжет их между собой, поэтому если бы имело место совпадение, то наверняка перенесли бы публикацию указа на несколько дней (ведь о намерении уйти Сурков объявил еще три недели назад). Значит, сообщение об отставке Суркова может быть расценено как определенный сигнал. Во всяком случае, обращает на себя внимание то, что причины освобождения в указе не упомянуты, хотя «собственное желание» вроде бы имело место быть.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

30 лет экономического реформирования

Чем дальше горизонты планируемых стратегических «достижений», тем фантастичнее...

Второй тур: умение договориться

Поражение кандидатов от «Слуги» на мэрских выборах может обеспечить вхождение...

В Украине хотят оставить одну партию

Отдельные народные депутаты ради спасения одной партии готовы убрать с политической...

Первая жертва свидетелей провала

Зеленскому остается лишь массово увольнять «нерадивых бояр» Законопроект...

Маятник качнулся

боры в местные органы власти у нас в стране обозначили ряд характерных тенденций....

«Сильное предупреждение» Гончарука

В случае победы на президентских выборах Джо Байдена не исключено, что в Украине...

Ничто так не удивляет народ после выборов, как...

«Демократия предоставляет каждому свободу выбирать...» — отмечено Вильгельмом...

Без шанса на шанс

Новая избирательная система становится камнем преткновения как для партийных...

Тупик судьбоносной реформы

Новая система бюджетного распределения, фактически лишая стабильного финансирования...

Встревоженность, карантин, выборы

Верховная Рада — лидер антипатий: 73% негативных оценок

Неясная простота

Единственное «упрощение», которое поприветствовать никак нельзя, — это...

Сказал, но не ответил

Самый главный маркер компетенции правительства в экономической сфере — наличие...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка