Неясная простота

25 Сентября 2020 1 0

С организационно-технологической точки зрения нынешние местные выборы могут стать одними из наиболее непростых за весь период независимости Украины.

Основных причин две. Новая избирательная система достаточно запутанна, по признанию видных представителей «Слуги народа» — даже для них самих. Поэтому что организация подсчета голосов, что формирование избирательных комиссий — в соответствии с новым административно-территориальным устройством — представляет собой непростую задачу.

С другой стороны, в Украине уже традиционны проблемы с наличием сильных и организованных партийных структур на местах — при том, что выборы проходят именно по партийным спискам. Значительно ослабели структуры «Европейской солидарности» и «Батькивщины». «Оппозиционная платформа — За жизнь» во многих регионах еще находится в процессе организационного строительства (но это хотя бы компенсируется значительным количеством опытных кадров среди вновь присоединяющихся).

Касательно правящей (и пока еще наиболее популярной) партии «Слуга народа», то там ситуация со строительством структур на местах выглядит едва ли не наиболее удручающей из крупных политсил.

Однако затягивать процесс бесконечно нельзя — сроки выборов поджимают.

Интересным прецедентом является рассмотрение Кассационным административным судом в составе Верховного Суда в середине сентября иска к ЦИК одной из партий, которую ЦИК к выборам не допустил. Причина — не вовремя поданные документы. Истец утверждал, что именно ЦИК не обеспечила своевременного приема документов, однако достаточных аргументов, подтверждающих эту версию, не предоставил. Поэтому ВС однозначно подтвердил необходимость субъектам избирательного процесса придерживаться календарного плана выборов.

Для штабистов и кандидатов, не обладающих необходимым опытом, проблему может представлять даже подача необходимых документов. Например, как свидетельствуют многочисленные сообщения «с мест», настоящей проблемой стало получение справки о несудимости.

Поэтому принятие закона №884-IX, согласно которому справка о несудимости для кандидатов в депутаты на выборах органов местного самоуправления не является обязательной, очень похоже, что преследует именно цель упростить процесс подачи документов — и т. о. в принципе уместить его в отведенные законодательством сроки. Пункт 9 ч. 1 ст. 222 Избирательного кодекса Украины, который содержал требование о необходимости справки о наличии/отсутствии судимости, теперь исключен, однако соответствующие сведения все равно необходимо указывать в автобиографии. А значит, за подачу недостоверных сведений может наступать ответственность.

Поэтому, несмотря на вполне понятную волну возмущения, данное решение в первую очередь связано с технической стороной избирательного процесса, а не с попыткой облегчить доступ ранее судимым в местные советы.

В этой же логике лежит и разъяснение Национального агентства противодействия коррупции относительно подачи деклараций кандидатами в местные советы. Кандидаты, которые баллотируются в депутаты местных советов и ВС АР Крым и на должности глав местных органов власти, не должны подавать декларации, разъясняют в НАПК. Кандидат должен подать декларацию «кандидата на должность» за прошлый год, только если он будет избран депутатом или головой общины. «Если лицо уже подавало декларацию за прошлый год, то подавать ее повторно не нужно», — говорят в НАПК. Т. о. снимается еще одно препятствие на пути баллотировки. Теперь кандидату остается лишь заполнить несколько простых и шаблонных документов да предоставить фото.

Дополнительным фактором, усложняющим проведение выборов в этом году, является эпидемия коронавируса. И хотя переноса выборов, которого ожидали многие, судя по всему, не будет, возникает вопрос, как организовывать голосование тех, кто будет находиться в больницах или на самоизоляции.

В настоящий момент в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №4117, регулирующий особенности проведения выборов во время карантина. Согласно документу, избиратели, находящиеся на самоизоляции, могут подать (не позднее 12.00 последней субботы перед днем голосования) по почте или через других лиц в участковую избирательную комиссию заявление с просьбой обеспечить голосование по месту пребывания. Технически процесс организовывается как стандартное голосование на дому — с тем только исключением, что члены комиссии, контактирующие с изолированными, а также с заполненными ими бюллетенями, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты.

А вот единственное «упрощение», которое поприветствовать никак нельзя, — это отсутствие выборов на территории 18 общин Донбасса (подконтрольной территории). Несмотря на многочисленные обращения, ЦИК отказалась пересматривать данное решение.

Ничто так не удивляет народ после выборов, как...

«Демократия предоставляет каждому свободу выбирать...» — отмечено Вильгельмом...

Без шанса на шанс

Новая избирательная система становится камнем преткновения как для партийных...

Тупик судьбоносной реформы

Новая система бюджетного распределения, фактически лишая стабильного финансирования...

Встревоженность, карантин, выборы

Верховная Рада — лидер антипатий: 73% негативных оценок

Сказал, но не ответил

Самый главный маркер компетенции правительства в экономической сфере — наличие...

Локализация от Кабмина

Неценовых критериев в государственных закупках станет больше

Политические партии — не декорации власти

Главная неожиданность в битве за кресло руководителя Киева нас ожидает во втором туре...

Без слуги в голове

На правительственном проекте Госбюджета-2021 попиарится не только оппозиция, но и...

Градостроение в Киеве — не «УДАРная» тема

Вопросы градостроения должны быть краеугольным камнем для любого мэра

Опрос — не референдум

За счет самого факта проведения опроса общественного мнения «Слуга народа»...

Местные выборы в «маленькой Украине»

«Железный занавес» власть готова проводить по границе всего Донбасса

Не каждый профит в строку

Реальное перемирие, если его удастся сохранить до 25 октября, будет сильным активом...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Валерий
26 Сентября 2020, Валерий

"Несмотря на многочисленные обращения, ЦИК отказалась пересматривать данное решение."Самое печальное то , что нет никаких мер воздействия на нарушителей конституции . Меры -то может быть и есть , только никто из лиц ,обязанных применить эти меры , не собирается этого делать . Значит , нужны меры к самим лицам ?В итоге получается circulus vitiosus украинской демократии .

- 3 +
Авторские колонки

Блоги

Ошибка