Перенос местных выборов: кому выгодно

№12(946) 20 – 26 марта 2020 г. 20 Марта 2020

Пандемия коронавируса становится политическим фактором.

Ряд местных выборов в Англии и Уэльсе из-за пандемии перенесены на год. В Сирии перенесены выборы в парламент, но лишь на месяц.

Глава канцелярии премьер-министра Польши МихалДворчик заявил о том, что вспышка коронавируса может повлиять на проведение президентских выборов, запланированных на 10 мая. Не исключают перенос местных выборов в ЦИК Кыргызстана. А вот во Франции общенациональные муниципальные выборы решили не отменять. Прошли и довыборы в Верховную Раду Украины по мажоритарному округу №179 - при крайне низкой явке в 27,47 %.

Однако основной вопрос, который возникает в связи с распространением коронавируса в Украине, - это то, как ситуация может повлиять на проведение местных выборов, намеченных на октябрь.

Во многих аналитических построениях встречается убежденность в том, что в интересах действующей власти - перенос местных выборов. Ведьони неминуемо покажут падение рейтингов президентской политсилы и приведут к дальнейшему падению авторитета власти.

Вот только исходной точкой для сравнения берутся рейтинги «Слуги народа» и Владимира Зеленского 2019 г. А сравнивать все-таки следует с нынешним составом местных советов. Где у «Слуги народа» своих представителей нет в принципе. И это зачастую создает проблемы с саботажем инициатив власти на местах, а то и откровенной работой местных элит, контролирующих нынешние созывы советов, на обрушение рейтинга власти. «Франшизы» (ввиду отсутствия полноценных структур) «Слуги народа» на местах зачастую подконтрольны местным элитам. Однако даже в таком виде прохождение в местные советы крупных фракций СН поменяет баланс не в пользу региональных «князьков» и заметно усилит позиции центральной власти.

Вряд ли стоит опасаться и того, что проведение избирательной кампании выявит организационную слабость президентской политсилы. Проявлять ее надо - она и так достаточно очевидна. Но кто сейчас в украинской политике в принципе может похвастаться наличием серьезного организационного ресурса?

Деградация партийной системы, сведение роли партий к «брендам» и «проектам под выборы», отсутствие системы низовой самоорганизации постепенно подтачивали возможности создания действенной национальной политической структуры. Выборы президента в 2019 г. показали, что на админресурс надежды больше нет - качество государственной службы также снизилось за эти годы. Не помогал и «местный» админресурс: администрации Петра Порошенко удалось заручитьсяподдержкой ряда мэров, но что сильные, что слабые городские головы нужного результата обеспечить не смогли. А досрочные парламентские выборы показали то, что преувеличены и представления о «местных хозяйственниках», у которых «все схвачено».

Однако нелогичность постулата о том, что перенос местных выборов выгоден действующей власти отнюдь не означает, что этот тезис не будет использоваться в пропаганде ее оппонентов. И таким образом те  представители действующей власти, кто заинтересован в сохранении своего положения (а не в раскачке ситуации ради его улучшения путем политических интриг) действительно оказываются в непростом положении.

Возможная отмена (перенос) местных выборов если и будет спровоцирована, то лишь серьезным ухудшением эпидемиологической обстановки. А это - двойной удар по власти. С одной стороны, она оказывается виновной в том, что не смогла предотвратить распространение эпидемии. С другой - перенос местных выборов будет однозначно подан как стремление узурпировать власть.

Общественное мнение, которое с распространением эпидемии становится все более иррациональным, окажется восприимчивым к обоим утверждениям. И это создает все шансы для целенаправленной «раскачки». И «стихийные» локальные бунты представляются в сравнении с этим незначительной угрозой.

А вот даже успешные противоэпидемические действия администрации Зеленского могут и не принести ей соответствующих электоральных выгод. Да, уже в настоящее время наблюдаются попытки выстраивания для Владимира Зеленского образа сильного национального лидера, вокруг которого - ради защиты от угрозы вируса - следует сплотиться всей стране. Тему стали непрямым, но достаточно настойчивым образом разгонять близкие к власти Telegram-каналы, а затем Владимир Зеленский в своем обращении к украинцам прибег к несвойственной для себя терминологии.

«Опыт Китая показывает, что непопулярные и жесткие решения преодолевают вирус и спасают жизни. Опыт других стран показывает, что мягкотелость и либеральность - это союзники коронавируса. Поэтому мы будем действовать жестко, безотлагательно, возможно, непопулярно, но ради одного - жизни и здоровья украинцев», - заявил Владимир Зеленский.

Однако в преддверии местных выборов основное внимание будут обращать на действия местных властей. Более того, высока вероятность, что успехи будут засчитываться им, а неудачи - государственной власти. Социологические опросы не раз фиксировали, что, за исключением отдельных, депрессивных не столько даже экономически, сколько психологически, населенных пунктов, общей тенденцией является то, что местная власть по умолчанию оценивается позитивнее государственной. Отмечен даже такой феномен, что назначаемые из Киева главы ОГА и РГА в случае позитивной оценки их действий воспринимаются именно как представители местной власти (а вот при недовольстве их деятельностью - как представители государственной).

Безусловно, существует опасность того, что ситуацию с коронавирусом будут использовать для предвыборной агитации (в ходе уже стартующей кампании) в ущерб организованным медико-санитарным мероприятиям. И в этом смысле организационная слабость политических партий играет даже позитивную роль.

Проблема лишь в том, что слова о деградации можно отнести не только к партийной системе.

Кирилл РЫЖАНОВ

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

87-й округ: по-тихому не вышло

Конфликт вокруг выборов на Ивано-Франковщине продемонстрировал ряд системных проблем...

Политический камбэк?

В течение последних месяцев наблюдается повышенная медиактивность со стороны бывшего...

«Слуга народа»: курс на Запад

Отказ от выполнения запросов избирателей южных и восточных регионов неизбежно...

Большой передел

Интересы капитала вышли за рамки внутригосударственных интересов и стали...

Неморальные инструменты, морально устаревшие

Снижая формальную роль и социальный пафос поста президента, можно было бы гораздо...

Андрей Ермак: главный среди основных

Андрей Ермак сразу после назначения главой ОП дал понять, что будет договариваться...

Предвыборные риски

Германия может превратиться в главный европейский центр распределения газа

300 «спартанцев»

В новом парламенте править бал будут депутаты от ОПЗЖ, «Слуги народа»,...

Меньше — лучше не для всех

Если роспуск Верховной Рады и может как-то пригодиться Офису президента, то только в...

В фарватере государственных интересов

Даже в компромиссном варианте протекционистский закон №3739 — важный шаг к...

Срочно позовите взрослых!

Управленческое бессилие «новых лиц» Зеленского после полутора лет правления...

О проблемах и особенностях украинской оппозиции

Если руководству США и Евросоюза разделение Украины покажется целесообразным, они не...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка