Повторяя утопию

№11 (899) 12 — 15 марта 2019 г. 13 Марта 2019 4.6

Картина Питера Брейгеля Старшего, название которой переводят на русский язык как Битва Масленицы и Поста, в оригинале — Het gevecht tussen Carnaval en Vastentijd

Феномен политической популярности сатирика Владимира Зеленского заставляет вспомнить труды Михаила Бахтина, Дмитрия Лихачева и других выдающихся ученых, изучавших смеховую культуру Средневековья и роль смеха в жизни общества.

Лидер президентской гонки Владимир Зеленский стартовал на нынешних выборах еще в ноябре 2015 г. своей «голограммой-кандидатом», когда на экраны вышли первые серии «Слуги народа».

Многие политические эксперты говорят, что такой персонаж, как Голобородько, умышленно скроен так, чтобы понравиться большинству избирателей. Мол, зритель, персонифицируя Голобородько в Зеленском, не задумываясь проголосует за актера, потому как знает теперь, что президент Зеленский будет действовать так же, как президент Голобородько.  

Между тем трудно не заметить, что оппонентам Зеленского удалось эти ожидания и веру в киногероя приуменьшить, организовав в социальных сетях дискуссию о том, способен ли актер стать эффективным главнокомандующим, как к нему на переговорах будут относиться руководители других стран, в том числе Владимир Путин. Намекают на зависимость Зеленского от владельца телеканала «1+1» Игоря Коломойского, возможные обязательства перед ним т. д.

И все же в истории с бывшим кавээнщиком, преуспевающим продюсером и перспективным политиком действительно интересно, почему такое большое число граждан Украины, по данным соцопросов, готовы вверить судьбу страны в руки актера низкого жанра.

Для этого попробуем обратиться к концепции смеховой культуры, разработанной выдающимся российским культурологом Михаилом Бахтиным и развитой не менее выдающимися филологами, такими как Дмитрий Лихачев, Сергей Аверинцев, Александр Панченко и др.  

Как известно, в центре концепции смеховой культуры Бахтина находится карнавал. В средневековом городе, жизнь которого была жестко регламентирована многочисленными церковными, цеховыми, сословными и прочими социальными ритуалами, карнавал служил снятию накопившейся в обществе агрессии. Карнавальный мир был совершенно другим -- не похожим на официальный, в нем поощрялось запретное в остальные дни, стирались границы сословий и эмоциональный низ доминировал над ментальным верхом.

Карнавалы сопровождали практически все средневековые праздники. Михаил Бахтин считает это не случайным, поскольку, по его мнению, праздники возникают в переломных точках общественного развития и необходимы для преодоления общественных кризисов.

«Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действа или обряды занимали в жизни средневекового человека огромное место. Кроме карнавалов в собственном смысле с их многодневными и сложными площадными и уличными действами и шествиями, справлялись особые "праздники дураков" ("festa stultorum") и "праздник осла", существовал особый, освященный традицией вольный "пасхальный смех" ("risus paschalis"). Более того, почти каждый церковный праздник имел свою, тоже освященную традицией, народно-площадную смеховую сторону. Таковы, например, так называемые "храмовые праздники", обычно сопровождаемые ярмарками с их богатой и разнообразной системой площадных увеселений (с участием великанов, карликов, уродов, "ученых" зверей). Карнавальная атмосфера господствовала в дни постановок мистерий и соти (фр. -- шалость). Царила она также на таких сельскохозяйственных праздниках, как сбор винограда (vendange), проходивший и в городах. Смех сопровождал обычно и гражданские и бытовые церемониалы и обряды: шуты и дураки были их неизменными участниками и пародийно дублировали различные моменты серьезного церемониала (прославления победителей на турнирах, церемонии передачи ленных прав, посвящений в рыцари и др.). И бытовые пирушки не обходились без элементов смеховой организации, -- например, избрания на время пира королев и королей "для смеха" ("roi pour rire")*».

Вся эта площадная антикультура была придумана, чтобы противостоять официальной культуре церковного и феодального Средневековья, которая с позиций нашего времени выглядит закрепощающей и зловещей.

Дмитрий Лихачев и Александр Панченко, изучавшие древнерусскую смеховую культуру, также пришли к выводу, что она являлась неким антимиром, куда переносилось всё неблагополучное и неправильное. Смех в этом антимире выступал разрушителем настоящего мира, создавая мир свободный и неупорядоченный. Функция смеха, несомая «потешниками», заключалась в создании некоей «отдушины» для общества. Со смехом уходило психологическое напряжение и страхи.

Как считает Сергей Аверинцев, смех -- это стихия, способная смешивать и подменять мотивации. Смех является одновременно и разрушителем, и созидателем настоящего мира; обличая и высмеивая все плохое, обнажая, он создает по отношению к официальному миру антимир, где отвергнуты социальное неравенство и несправедливость.

События на майдане в Киеве в 2003-м и особенно в 2013--2014 гг. также можно рассматривать как попытку строительства антимира, противопоставившего себя коррумпированной украинской элите и части среднего класса, встроенного в официальную действительность.

И уже на начальном этапе в тех событиях присутствовал изрядный элемент «смеховой культуры». Можно вспомнить первые отряды самообороны, участники которых одевались, «смешивая» одежду и аксессуары различных субкультур (лыжные костюмы, строительные каски, доспехи имитаторов рыцарских боев и т. д.) и зачастую умышленно переходя границу здравого смысла.

Так, судя по обилию изображений в интернете, одним из символов евромайдана, во всяком случае на первых порах, можно назвать дуршлаг или кастрюлю. Осознанно либо нет, но, водружая их на голову, участники протеста подчеркивали замещение ментального верха телесным низом и таким образом обозначали свое участие в театре абсурда.

Участники Майдана, у которых на голове кухонная утварь – кастрюля или дуршлаг

Поэтому когда сторонники Владимира Зеленского в соцсетях пишут, что его победа на президентских выборах станет окончательной победой Майдана, то это близко к действительности, даже если это высказывание и раздражает активных участников тех событий.

Зеленский позиционирует себя как представитель антимира смехового низа, вступивший в борьбу с официозом, ставшим враждебным многим жителям Украины.

Для этого он эксплуатирует врожденный докультурный сигнал, за время эволюции, насчитывающей около 10 млн. лет, обросший культурными значениями, на протяжении человеческой истории многократно служивший для установления контактов и сплочения людей и сейчас вполне осознанно использующийся как элемент психотерапии и лечебная практика.

Не понимая, как распутать возникший перед украинцами клубок цивилизационных противоречий, и, возможно, даже не осознавая, откуда они взялись в их жизни, сторонники Зеленского готовы призвать на помощь смех, чтобы вернуться с избирательных участков в другую, понятную и близкую им страну. Хотя это, к сожалению, едва ли возможно. 

*Михаил Бахтин «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса». Введение. Постановка проблемы.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Зеленский назвал единственное условие возвращения...

Кандидат в президенты на выборах 2019 и шоумен Владимир Зеленский считает, что Крым...

Украинские выборы-2019: конец идеологии и последний...

Реальный «урожай» собранных Зеленским голосов может составить лишь половину от...

Украинские выборы-2019: конец идеологии и последний...

Реальный «урожай» собранных Зеленским голосов может составить лишь половину от...

Выборы в Украине: канал Зеленского на YouTube...

Команда кандидата утверждает, что у нее иммунитет на такие вещи

Опрос: Зеленский уходит в отрыв, Порошенко – второй

Почти 60% респондентов собираются прийти на избирательные участки

Загрузка...

Импортные технологии с отечественной начинкой

Культура политического (в отличие от социального и военного) волонтерства в Украине...

Послы хлопнули Авакова по носу

16 марта истек срок ультиматума, предъявленного «Нацкорпусом» Петру Порошенко:...

Охота на гаранта

Вы узнаете: зачем и по чьему приказу радикалы нападают на Петра Порошенко; вынудят ли...

Гибридная контрабанда в президентском окружении

Перед Порошенко замаячила острая необходимость выполнить завет одного из создателей...

О жизни альфа-, гамма- и бета-самцов

Вы узнаете: об очередном витке противостояния МВД, СБУ и Генпрокуратуры; о приглашении...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка