Серая лошадка

19 Июля 2018 4 4.5

карикатура

«За черными всегда приходят  серые».

Аркадий и Борис Стругацкие   

Экс-министр обороны Анатолий Гриценко прочно занимает второе-третье (чаще второе) место в абсолютно всех президентских рейтингах, причем его выводят в победители практически во всех возможных раскладах второго тура, даже над очевидным лидером всех рейтингов Юлией Тимошенко.

Это уже не «игры социологов» — это объективная социологическая реальность, делающая Анатолия Степановича едва ли не главным фаворитом президентских выборов, ведь все решится именно во втором туре. Конечно, история знает множество случаев, когда «темные лошадки» неожиданно выбивались в фавориты, а затем и в победители выборов. И определение «темная» отнюдь не было синонимом слова «тусклая».

«Темная» указывало на то, что до недавнего времени политик не был широко известен, а вырваться вперед удавалось как раз за счет неординарности, яркой агиткампании, удачно подобранного образа, каких-либо новых идей, которыми удалось завлечь электорат. Но что из этого списка можно отнести к Анатолию Гриценко? На политической авансцене он давно, но никогда не был в ее «примах».

В 2005 г., после победы «оранжевой революции» стал министром обороны, и никакими успехами в деле укрепления обороноспособности Украины себя не проявил. Затем была отставка с поста, поскольку тот был обещан Юрию Еханурову за поддержку «Демократической коалиции». Далее — участие в президентских выборах-2010, где он занял девятое место, набрав 1,2% голосов избирателей.

На парламентских выборах 2012 г. Гриценко со своей партией «Гражданская позиция» присоединился к объединенной оппозиции на базе партии Юлии Тимошенко «Батькивщина», заняв в ее списке третье место после самой лидерши (которая не была допущена к выборам) и Арсения Яценюка.

В разгар евромайдана конфликт с соратниками привел Гриценко к выходу из фракции. На президентских выборах в 2014 г. он занял уже четвертое место с 5,48% голосов, а на выборах в Верховную Раду 2014 г. возглавил список партии «Гражданская позиция (Анатолия Гриценко)», но не смог пройти в парламент, заняв 10-е место с 3,10% голосов избирателей.

В последующий же период у него не было возможности быть на виду в парламенте, он не часто мелькал в различных ток-шоу. Единственный медиаресурс, питавший к нему благоволение, – еженедельник ZN, редактируемый его супругой Юлией Мостовой, но его аудиторию (если брать не «политический класс», а электорат в целом) массовой не назовешь. Собственно, целевая аудитория этого издания — активно интересующиеся политикой люди, сторонники западного пути Украины — и составляют весьма немногочисленный базовый электорат Анатолия Гриценко, в глазах которого он предстает эдаким интеллектуалом, говорящим правильные вещи.

Для значительной части же рядовых избирателей, не погрешу против истины, если скажу, что ныне его имя вообще ничего не говорит. Пожалуй, единственное, чем он по-настоящему запомнился, так это слоганом его первой президентской кампании в 2010 г.: «Первый непроходной». Тогда наблюдатели изрядно посмеялись над этим лузерским слоганом, не только на сознательном, но и на подсознательном уровне указывающем на крайне низкие шансы кандидата: ведь все правила политтехнологии требуют строить кампании на уверенности в победе кандидата, да и полученный результат в 1% подтверждал правоту таких оценок.

Но когда смотришь на нынешние рейтинги Анатолия Гриценко, напрашивается конспирологическая мысль, что этот, на первый взгляд, заведомо проигрышный слоган был глубоко просчитанной игрой на дальнюю перспективу, которую вели стоящие за ним могущественные игроки, предусмотрительно разделившие свои креатуры на несколько «эшелонов». Ведь мнение об особых отношениях экс-министра обороны с заокеанской державой, с тех пор как в 1993--1995 гг. он проходил учебу в ее высших военных учебных заведениях, весьма распространенно.

Этот запомнившийся избирателям слоган на уровне подсознания многих избирателей отделил Анатолия Гриценко от «действующей» политической элиты — как от власти, так и от активной оппозиции, особенно в ситуации, когда они менялись местами. В общем, «если долго сидеть возле реки, мимо проплывут трупы всех твоих врагов». И Анатолий Степанович, похоже, «высидел».

Даже отбросив всякую конспирологию, понимаешь, что секрет его успеха совершенно очевиден: он не ассоциируется с нынешним высшим эшелоном украинской политики — как с властью, так и с оппозицией, и тем, куда пришла Украина в результате их деятельности. Но при этом его рассматривают как опытного политика, а не как «темную лошадку», новичка в политике, от которого неведомо чего можно ждать, -- люди просто устали от «великих потрясений» и не менее великих разочарований.

Так что, извините, главный козырь Анатолия Гриценко -- его «бесцветность». Все более-менее яркие, находящиеся на виду политики успели обрасти значительным антирейтингом, избирателями, которые не будут голосовать за них ни при каких обстоятельствах. Поэтому он по опросам и выходит победителем во всех вероятных парах второго тура, включая и безусловного нынешнего лидера гонки -- Юлию Тимошенко.

Антирейтинг Гриценко связан преимущественно с его принадлежностью к прозападному лагерю. Однако не принявшие евромайдан избиратели аналогично относятся ко всем ассоциируемым с ним политикам, но эти избиратели в меньшинстве, и, скорее всего, не их кандидат будет фаворитом президентской гонки.

Впрочем, это не значит, что Анатолию Степановичу уже нужно готовиться к переезду на Банковую. Прежде всего перед ним стоит проблема попадания во второй тур, куда, при сохранении нынешних тенденций, безусловно проходит Юлия Тимошенко, и велики шансы попасть у единого «антимайданного» кандидата. Да и в целом нынешние рейтинги -- скорее стартовые позиции претендентов, а сама гонка еще только стартует.

И в ходе ее нужно будет активно бороться за избирателя, особенно за того, который пока вообще смутно представляет, кто такой Анатолий Гриценко, тут тактика «ожидания у реки» работать уже не будет. Получится ли у него успешно выйти из тени -- вопрос, ответ на который даст только избирательная кампания.


Загрузка...
Загрузка...

Cтановимся "фигурой речи"

Президентская кампания в Украине фактически стартовала. И очевидно, что дискурс,...

От равноапостольного Владимира к...

Восемь лет назад на одном из приемов посольства РФ Петр Порошенко (неизменно главная...

Защищая «рыжих»

Нацсовет глумится над национальной памятью?

Вначале был Мюллер. И Мюллер был специальный прокурор

Из бурного потока международных событий имеет смысл выделить два наиболее...

Комментарии 4
Войдите, чтобы оставить комментарий
Петро Вушатий
21 Июля 2018, Петро Вушатий

Сука, але кому це цікаво.

- 2 +
Петро Вушатий
21 Июля 2018, Петро Вушатий

Сука, але кому це цікаво.

- 2 +
Виктор
20 Июля 2018, Виктор

Бесцветность синоним ниначтонеспособности. Да, это действительно козырь что надо для современной Украины. Хотя все ниначтонеспособные, дорвавшичь до власти оказывались куда более способными ворами, чем их предшественники. А тут еще и многолетняя преданность США. Президент с такими то качествами точно наконец похоронит эту страну.

- 22 +
Лёхин
20 Июля 2018, Лёхин

По крайней мере Анатолию Степановичу не надо выдумывать новый слоган - со старым можно нормально пропхнуть. Результат ведь будет одинаковый, что в следующем году, что в 2010

- 11 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка