Светские выборы на конфессиональной основе

№ 51 (888) 21— 27 декабря 2018 г. 20 Декабря 2018 1 3.1

16 декабря, на следующий день после объединительного собора, на котором была провозглашена Поместная церковь Украины, президент провел пресс-конференцию, на которой без ложной скромности поведал о собственных достижениях в области экономики и международной политики. Но главным своим успехом Порошенко считает появление новой церкви.

Это событие, как сообщил глава государства, имеет историческое значение, выходящее далеко за рамки межконфессиональных отношений. Украина «окончательно рассталась со своим колониальным прошлым». И теперь сможет объединиться для борьбы с «российской агрессией», что, как можно было заключить из слов президента, составляет главную цель внешней и внутренней политики.

Могло даже показаться, что президент несколько переборщил с созданием нужного ему настроения. Начало пресс-конференции задержалось, поскольку, как сразу же разъяснил Петр Алексеевич, его телефонная беседа с Константинопольским патриархом продолжалась дольше запланированного. Подобная сцена, на первый взгляд, показалась слишком искусственной и явно постановочной, а потому создающей препятствия даже для имитации откровенного разговора с представителями медиа. Но вскоре выяснилось, что президент и не собирается разговаривать с медиа.

Порошенко использовал пресс-конференцию не для того, чтобы вести диалог со СМИ, а дабы дать три сигнала, предназначенные прежде всего носителям административного ресурса.

Формат пресс-конференции, судя по всему, понадобился исключительно для того, чтобы показать: глава государства, сумевший исполнить «вековую мечту» украинского народа о национальной церкви, уже вошел в число выдающихся исторических деятелей, а потому рассматривает свое переизбрание как дело само собой разумеющееся.

Поэтому Порошенко практически не уделил внимания предстоящей избирательной кампании и не стал отвечать на критику со стороны Тимошенко в адрес действующей власти. Хотя, казалось бы, сам формат торжественной пресс-конференции в период предвыборной борьбы предполагает нечто подобное. Но украинский лидер явно не рассматривал свое телеобщение с прессой с точки зрения борьбы за голоса избирателей или отражения выпадов своей основной соперницы. У него были иные задачи.

Порошенко обращался в первую очередь к наиболее важной для него аудитории — региональной и силовой бюрократии. Если эти люди решат, что действующая власть обречена на поражение в избирательной кампании, то Порошенко гарантированно ее проиграет. Конечно, позиция бюрократии не имела бы столь большого значения, если бы президент обладал широкой общественной поддержкой. Но трудно даже представить, что бы мог сделать Порошенко, дабы за оставшееся время завоевать популярность. Правда, он и не пытается этого сделать, поскольку явно полагается не столько на собственный успех, сколько на неудачу Тимошенко.

Главный информационный сигнал, с которым президент обратился к носителям админресурса, как раз и заключался в разъяснении исторической важности образования новой церкви. Этот шаг, как без всякого стеснения объявил сам Порошенко, можно сравнить только с Актом провозглашения украинской независимости.

В соответствии с известной поговоркой возникает вопрос: «Где наводнение и где имение?»

При чем здесь акт, провозглашающий образование нового суверенного государства, являющегося субъектом международного права и берущего на себя ответственность за управление определенной территорией, и создание церкви, которое должно представлять интерес исключительно для православных верующих!

Вполне возможно, что многие украинские православные были недовольны ранее предпринимаемыми попытками Кремля использовать влияние канонической УПЦ в украинском обществе в собственных политических целях. Можно представить, что их могло бы обрадовать появление в стране признанной другими конфессиями православной церкви, которая не участвует в политических играх.

Однако Порошенко ясно дал понять, что образование конфессии, которая не смешивает религиозные обряды с политической деятельностью, не входит в его планы. Новая церковь рассматривается им как структура, призванная активно участвовать в борьбе за «деколонизацию и деоккупацию Украины». Появление этой церкви, как заявил глава государства, является не «церковным вопросом», а шагом, необходимым для обеспечения национальной безопасности и продолжения государственного строительства.

Президент же является главным борцом с российской агрессией, гарантом национальной безопасности и выдающимся строителем государства, резко усилившим международную роль Украины. Именно в этом заключался второй важнейший информационный сигнал, адресованный носителям админресурса.

Из этого тезиса следуют два вывода, которые Петр Алексеевич подробно разъяснил в ответах на вопросы журналистов, иногда для этого существенно отклоняясь от темы. Во-первых, становится естественным и даже неизбежным союз новой церкви с государственной властью. Во-вторых, лидеры западного сообщества целиком и полностью поддерживают действующего украинского президента, обсуждают с ним способы борьбы с Россией и видят в нем своего надежного союзника.

Тем самым Порошенко, по сути дела, сказал следующее. Православная церковь Украины становится главным инструментом мобилизации сторонников действующей власти, и ее представители должны оказывать церкви содействие и использовать ее возможности.

При этом Порошенко на собственном примере продемонстрировал, насколько пренебрежительно он относится к нормам политической демократии, четко отделяющим деятельность властных структур и религиозных конфессий. Глава государства открыто участвовал в подготовке и деятельности объединительного собора, оповещал о своем намерении сопровождать главу ПЦУ в поездке за томосом об автокефалии к Константинопольскому патриарху, провозгласил само образование новой церкви средством борьбы с враждебным российским влиянием.

В демократическом светском государстве подобное поведение главы государства представляется совершенно невозможным. Но Порошенко и не собирается представать в качестве светского демократического лидера. Он создает образ правителя, возглавляющего тяжелую борьбу за государственную независимость, опираясь на поддержку национальной церкви и силовых структур, и соблюдающего демократические нормы только в том случае, если они не мешают борьбе с сильным и коварным врагом.

Открытая поддержка Петром Порошенко определенной конфессии, которой вопреки Конституции фактически придается статус государственной церкви, и явное стремление использовать ее влияние в политических целях должны продемонстрировать, что глава государства не желает считаться с нормами политической демократии. И этого ожидает от своих подчиненных.

Безусловно, предыдущие украинские президенты также пытались договориться с той или иной православной конфессией (а иногда и со всеми сразу) о взаимной поддержке. Виктор Ющенко, как известно, довольно успешно сотрудничал также с греко-католической церковью (и потерпел сокрушительное поражение уже в первом туре выборов). Но такого рода взаимодействие между властью и религиозными конфессиями никогда столь откровенно и навязчиво не демонстрировалось широкой общественности. Так что в этом отношении Порошенко — без всякого преувеличения — открыл новую страницу украинской истории.

Еще один важнейший информационный сигнал пресс-конференции сводится к демонстрации активной роли Украины в борьбе с российской экспансией, которая ведется западным сообществом.

«Украина активно ведет роботу по формированию пакета санкций, связанных с актом агрессии в Азово-Черноморском бассейне», — сообщил Порошенко, добавив, что «первые санкции уже приняты» Литовской Республикой. При этом президент пообещал, что Евросоюз не станет тянуть с принятием антироссийских мер.

Однако несмотря на то что Украина, как неоднократно подчеркивал Петр Алексеевич, пользуется безусловной поддержкой своих западных союзников, борьба с российской угрозой требует от украинского общества внутреннего единства и заставляет готовиться к отражению военной агрессии.

Уже во вступительном слове президент при помощи цифр попытался продемонстрировать, что опасность российского вторжения является совершенно реальной.

Как указал глава государства, на границе с Украиной российское руководство сосредоточило 300 танков, 80-тысячную военную группировку (неясно только, это с указанными ранее танками или отдельно), а также резко увеличило число артиллерии (также неясно — это произошло в рамках развернутой группировки или сверх того).

Несомненно, это значительные силы. Но их явно недостаточно для масштабного вторжения. Кроме того, непонятно, зачем Владимиру Путину могло бы понадобиться такое вторжение в нынешней внутриполитической ситуации и в крайне неблагоприятных международных условиях. Военная операция, направленная на установление российского контроля над юго-восточными регионами Украины, могла принести российскому лидеру несомненные внутриполитические дивиденды в 2014 г. Но благоприятный момент для подобных действий полностью и бесповоротно упущен российской стороной. Теперь вторжение в Украину может закончиться для российской власти всплеском внутреннего недовольства и внешнеполитической катастрофой.

Однако российское военные, представляющие социально-политическую ситуацию в Украине ничуть не лучше, чем администрация украинского президента знает российскую, опасаются, что Порошенко может попытаться силой уничтожить т. н. «народные республики», чтобы увеличить свою популярность и обеспечить переизбрание на пост президента.

Поэтому они готовятся отражать «украинскую агрессию против «ЛНР» и «ДНР», и те силы, о которых упомянул Порошенко, по всей видимости, призваны остановить наступление украинских частей.

Но как бы то ни было, усиление напряженности, несомненно, играет на руку Порошенко, поскольку помогает ему обосновать необходимость введения военного положения в десяти юго-восточных регионах. Как сообщил спикер ВР, в юго-восточных регионах не удастся провести выборы местного самоуправления, запланированные на 23 декабря. Соответственно — админресурс в них останется под контролем политических сил, которые в той или иной степени ориентируются на администрацию президента. Разумеется, это не поможет главе государства получить там сколько-нибудь высокий результат. Но для него важнее всего, чтобы успеха в этих регионах не добилась Юлия Тимошенко, которая, если сумеет получить поддержку избирателей юго-востока, становится практически непобедимой.

Кстати, помимо админресурса, появилось еще одно препятствие для проведения Тимошенко успешной избирательной кампании на юго-востоке. Она вынуждена была поддержать создание ПЦУ, чтобы избежать обвинений в ориентации на Россию и не потерять своих традиционных избирателей в центре страны.

Так что Порошенко явно сделал правильную ставку, превратив появление новой конфессии в центральное событие своей президентской кампании.

Первая в украинской истории президентская кампания, в которой доминирует религиозная тематика, вполне может оказаться успешной.

Разумеется, дело не в том, что новая конфессия может стать основой для общественного объединения. В светском государстве это, как представляется, принципиально невозможно. Но ее появление может усилить общественные разногласия до уровня, позволяющего действующему президенту рассчитывать на переизбрание.

Хотя существует опасность, что Порошенко пребывает в неведении, полагая, что его экспериментам с церковью автоматически гарантированы понимание и поддержка на Западе. О том, какой может быть реакция зарубежных церквей на «новаторство» украинского президента, пожалуй, наиболее четко дает понять предлагаемая сегодня вниманию читателей статья главного редактора авторитетного католического издания The Crux* Джона Аллена-младшего, «самого влиятельного англоязычного публициста Ватикана» по версии The London Tablet, автора первой англоязычной биографии Йозефа Ратцингера и 11 книг, посвященных католицизму (в т. ч. бестселлера «Opus Dei: объективный взгляд за кулисы мифов и реальности самой противоречивой силы в католической церкви»). В апреле 2008 г. пресс-секретарь Ватикана на борту папского авиалайнера, направлявшегося в США, подвел Джона Аллена к Бенедикту XVI со следующими словами: «Святой отец, этот человек в представлении не нуждается».

На наш взгляд, именно почетному доктору трех американских и одного канадского университетов, а также главному эксперту CNN по католицизму удалось сдержанно и аргументированно озвучить доминирующую — пусть и неофициально — Ватикане точку зрения относительно бушующих в Украине страстей.

Своей статье Джон Аллен-младший дал название, не допускающее каких-либо двойных толкований или вольных интерпретаций: «В чем важность для Рима движения за независимость украинской церкви?»

«Один момент необходимо прояснить еще на старте: впечатление гипертрофированной бестактности создают жалобы Московского патриархата на оказание давления, запугивание и даже «преследование» государством его архиепископов и священнослужителей в современной Украине.

Именно на это сетовал московский патриарх Кирилл в недавних письменных обращениях, адресованных папе Франциску, главе Англиканской церкви архиепископу Кентерберийскому Джастину Уэлби, Всемирному совету церквей, генеральному секретарю ООН, правительствам Франции и Германии и, по сути, всем, кто мог бы его выслушать. Содержание послания раскрыли официальные российские СМИ.

Патриарх сообщил, что «в последнее время вмешательство руководителей светского украинского государства в церковные дела приобрело характер грубого давления на епископат и клириков Украинской православной церкви (именно так в России именуют лояльное по отношению к Москве ответвление Русской православной церкви в Украине), что позволяет мне говорить о начале полномасштабных гонений».

«Уже имевшие место многочисленные факты дискриминации Украинской православной церкви дают повод опасаться еще большего ущемления прав и законных интересов православных верующих, умножения их страданий за верность каноническому Православию», — пишет Кирилл. На текущий момент ни папа, ни Ватикан на его обращение публично не отреагировали.

Кирилл подготовил процитированное письмо накануне состоявшегося в минувшую субботу в Украине «объединительного собора» — мероприятия, призванного положить конец существующему в стране расколу православия на три отдельные ветви и заложить основы признания Константинопольским патриархатом новой, независимой православной церкви Украины.

Попробуем изложить суть обращения патриарха Кирилла словами, понятными американцам: все выглядит так, как если бы лидеры потерпевших разгром конфедератов письменно обратились к президенту США с жалобой на расовую дискриминацию ранее подчиненных им офицеров после завершения гражданской войны на юге страны.

По правде говоря, никто и никогда не использовал инструменты государственной власти ради обеспечения религиозной покорности в Украине столь же жестко и всеобъемлюще, как россияне.

В советские времена лояльность к Московскому патриархату насаждалась с помощью оружия, а греко-католическая церковь в этой стране оказалась в итоге крупнейшей на планете нелегальной религиозной конфессией. Ни у одной церкви мира в советскую эпоху не было столько же мучеников (в процентном выражении), как у греко-католиков. Впрочем, от суровых гонений страдали в Украине и православные верующие, бросавшие вызов российскому контролю.

Вот почему сегодня с учетом их кровавой истории нам так сложно со всей серьезностью воспринимать слова россиян, выступающих в роли жертв. Тем не менее как человек, проходивший логику еще на первом курсе, я прекрасно знаком с ложным логическим посылом в стиле «посмотри-ка на себя» (логически ошибочный посыл о том, что оппонент в споре сам действует вопреки собственным аргументам.Прим. пер.): и одна лишь неискренность не может считаться свидетельством однозначной неправоты.

Да, украинский президент Петр Порошенко действительно поддержал движение за независимость православной церкви Украины от Москвы, потратив, по некоторым данным, свыше полумиллиона евро на оплату пропагандистских кампаний и деятельности выступающих за независимость организаций. При этом он отправлял сотрудников спецслужб в аффилированные с Москвой украинские храмы, обрекая настоятелей на допросы, обвиняя их в создании разнообразных угроз для национальной безопасности и разжигании «религиозной вражды».

Временами притеснения выглядели примечательно мелочными. Так, 9 декабря украинские пограничники отказали в праве на въезд в страну митрополиту Донецкому Иллариону, представителю аффилированной с РФ православной церкви — даже несмотря на наличие у него украинского гражданства и факта регулярных поездок из Украины в Россию и обратно.

Цель Порошенко состоит в создании себе (к назначенным на 31 марта 2019 г. выборам) имиджа человека, спланировавшего и осуществившего окончательный религиозный разрыв с Москвой, причем исход упомянутых выборов на данный момент выглядит труднопрогнозируемым.

Положа руку на сердце, отмечу — упомянутые усилия способны спровоцировать негативные последствия. Многие священнослужители Русской православной церкви изначально не планировали участия в «объединительном соборе», а задействованная государством неуклюжая практика запугивания вряд ли поможет заручиться их дружбой и лояльностью.

Ватикан намеренно дистанцировался от данного конфликта, несмотря на масштабную поддержку греко-католической церковью кампании за независимость и тот факт, что Варфоломей в роли привилегированного представителя православного мира выглядит однозначно предпочтительной для Франциска фигурой.

Впрочем, подрыв рычагов влияния Московского патриархата на православный мир в итоге несомненно послужит глобальным интересам Ватикана. На протяжении многих десятилетий величайшим активом христианства в Украине оставался моральный авторитет церкви мучеников — и этого было достаточно для завоевания симпатий всего мира.

И сегодня, когда Украина, казалось бы, уже стоит на пороге обретения определенной и так тяжело доставшейся степени независимости, упомянутое достижение может быть омрачено впечатлением о том, что добиться его удалось с помощью силы и политического сговора. И это будет трагедией».*

Итак, в Ватикане говорят даже о возможной трагедии в связи с методами создания «автокефальной церкви» в Украине (вряд ли реакция мирового православия будет более благосклонной). Такая позиция влиятельнейшей не только религиозной, но и политической силы Запада, с которой не могут не считаться правящие круги Старой Европы et cetera при известных условиях станет тем ровным местом, на котором обычно и спотыкаются не только наши горячие парни, но и молодящиеся украинские политики зрелого возраста.

*Crux — авторитетное онлайн-издание, непредвзято освещающее основные события в жизни католической церкви. Проект, основанный в 2014 г. американской газетой The Boston Globe, обрел полную независимость в 2016 г.: владельцами акций стали сотрудники редакции.

Перевод статьи Константина Василькевича

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Левый спрос и правое предложение

Власть пытается оправдать и обезопасить свою антисоциальную политику, ограничивая...

Перезагрузка иллюзий

В политической системе Украины произошла не перезагрузка, а системный сбой

Рука Банковой: импровизации исключены

В России влияние крупного бизнеса на политику минимально, в то время как в Украине —...

Выбор между ногой и ягодицей

Вы узнаете: как связаны возможные санкции против «Северного потока-2» с...

К военному положению через мат и пшик

Вы узнаете: как на Банковой, рассчитывая на «фактор воскресенья», не учли того,...

Выборы без перспективы мира

Кремль устраивает как Порошенко, так и Тимошенко

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Валерий
25 Декабря 2018, Валерий

Много сказано о Порошенко в связи с его вмешательством в дела православной церкви .
Конечно , всё это правильно и соответствует истине ." Порошенко — без всякого преувеличения — открыл новую страницу украинской истории. " А вот с этим утверждением позвольте не согласиться . Порошенко продолжил чтение старой - престарой страницы украинских предателей - националистов , давно уже предавших
интересы славянских народов - исконного населения нашей страны . С тем , что он перещеголял в этом всех современных украинцев , никто спорить не будет . Когда-то
Пётр 1 наградил Мазепу орденом Иуды . Порошенко по всем статьям заслуженно
претендует на этот орден- орден Иуды высшей степени .

- 1 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка