Тимошенко лишилась бы премьерского кресла по определению

№41 (433) 10 - 16 октября 2008 г. 10 Октября 2008 0

Период торжества парламентаризма в Украине опять оказался недолгим. «Парламентский месяц» (2 сентября—2 октября) завершился отменой всего того (или почти всего), что наголосовали депутаты конституционным большинством и роспуском Верховной рады.

Две недели назад мы высказывали свои сомнения в способности украинских политиков переступить через себя, через свои личные и узкопартийные интересы в интересах страны.

«Умилительное единство в парламенте последнего времени далеко не беспрецедентно. Случалось и ранее. Заявлялись масштабные планы — скажем, по «устранению препятствий для проведения реформ». Далее следовали политические торги. А заканчивалось — ничем... Надолго ли — опять «в парламенте активно работает около 400 народных депутатов»? И доведут ли депутаты свою работу до логического конца?.. Каждый раз появляется соблазн договориться не в парламенте о новых правилах игры, а с президентом — о частице власти в рамках существующих правил» (подробнее см. «2000», 26.09.08, «Нужна «конституционная» коалиция. Но...»).

Опять закончилось ничем. Опять побежали к президенту договариваться о кусочке власти — сдавая при этом правила игры, которые попытались было привести к конституционному состоянию. Опять не дошло до того, чтобы выйти на новые правила — закрепив их в Основном Законе. Все вернулось на круги своя.

Зато какое пафосное начало!

Тимошенко выглядит смешно

Юлия Владимировна любит повторять фразу о том, что политик, тем более занимающий высокий пост, не может быть смешным. Года полтора назад она учила этому тогдашнего премьера Януковича. В последнее время частенько напоминала об этом Ющенко. Например, 8 сентября: «Это смешно, а президент не может быть смешным. Президент может быть каким угодно, но не смешным».

Полагаю, к ней самой — и как к премьеру, и как к лидеру одной из ведущих политических сил Украины, наконец, как к одному из фаворитов президентской гонки — этот тезис тоже имеет прямое отношение: не быть смешной.

Увы, после 2 октября Юлия Владимировна выставила себя на посмешище. Так, ее упоминания о «принципах» ничего, кроме насмешки, вызвать не могут. Смехотворно выглядят и нереализованные угрозы, невыполненные масштабные планы, точнее — прожекты. Политик, еще вчера обещавший поставить на место конкурента-оппонента, а сегодня ведущий себя как нашкодивший школяр, переписывающий домашнее задание, — комичен.

2 сентября с трибуны парламента лидер фракции БЮТ Иван Кириленко пояснял мотивы голосования бютовцев: «правительством, отдельными депутатами, комитетами к рассмотрению подготовлено только во втором чтении несколько десятков законопроектов. Их принятие позволит улучшить жизнь двух третей населения Украины, половины отраслей и почти всех регионов страны. 20—30 минут на каждый обработанный профильным комитетом проект — и за одну — две недели мы можем иметь результат, которого не смогли добиться за почти год работы«.

Фракция БЮТ, торопился Кириленко, предлагает «сегодня за один день покончить с организационными политическими распрями», в частности, проголосовать закон о временных следственных комиссиях. Лидер фракции объяснил, что нынче из-за отсутствия закона заключения временных следственных комиссий не имеют никаких правовых последствий, а являются лишь «благими намерениями». Кроме того, фракция БЮТ предлагает «унормировать, привести в соответствие к Конституции законы о Кабинете Министров, СБУ и КС и на этом, на конституционном уровне поставить точку в затяжной и бесплодной борьбе за властные полномочия». «Фракция настроена исключительно на деловой режим работы, как того требует настоящее», — рубил воздух словами г-н Кириленко.

На пресс-конференции 8 сентября Тимошенко заявляла, что совместное голосование БЮТ и ПР по известным законам, перераспределяющим властные полномочия, — путь к стабильности в стране, поэтому она никогда от них не откажется: «Ради стабильности в стране я ни от каких этих законов не откажусь. И если будет наложено вето, мы будем преодолевать это вето. Так как это нужно не президенту, не премьеру, это нужно для того, чтобы четко и понятно зафиксировать те распределения полномочий, которые предусмотрены Конституцией».

Все делается ради страны, страны, и еще раз страны — утверждала Юлия Владимировна: «С Партией регионов у нас есть координация относительно голосования в парламенте по тем законам, которые нужны стране, которые они не могли реализовать последние полтора года. Есть такие проекты и у правительства. И мы стараемся найти согласие и на базе баланса и принятия законов, которые очень нужны Украине, мы ведем диалог и мы координируем нашу деятельность». Такое сотрудничество, указывала она, это «возможность принять еще сотни законопроектов, которые были заморожены. В том числе это касается и местного самоуправления, и Евро-2012. Я считаю, что общее голосование в парламенте чрезвычайно положительная вещь, и хотелось бы, чтобы 450 голосовало «за», когда закон нужен стране, а не делали на этом интриги и обвинения в измене или конституционном перевороте».

А президенту посоветовала: «если он сомневается, что там что-то конституционно» — «обратиться в Конституционный Суд и все, что будет признано неконституционным, КС имеет полномочия отменить... Но ультиматумы ставить в такое время абсолютно неуместно».

Несколькими днями ранее, 3 сентября, в заявлении относительно событий в ВР Тимошенко поясняла народу, что голосования (от 2 сентября) — это защита демократии, это механизм прекращения хаоса и безответственности в стране: «Сьогодні Президент сказав, що в країні встановлено диктатуру Прем'єр-міністра. Вікторе Андрійовичу, немає у нас ніякої диктатури, на жаль, в демократичній коаліції на чолі з Вами, крім диктатури безвідповідальності і безладу, які я дуже хотіла припинити вчора тими голосуваннями, які відбулися у Верховній Раді».

Вот каких благороднейших целей добивался БЮТ, голосуя 2 сентября: «Я хотіла, по-перше, чітко розмежувати повноваження між Урядом і Президентом так, як це передбачено в Конституції, а не робити так, що в країні три уряди, шість Прем'єрів і всі керують, а ніхто не відповідає за це. По-друге, я хотіла вчора голосуванням в парламенті нашої фракції відокремити Ваше оточення від впливів на Службу безпеки, яка сьогодні, на жаль, перетворилася в репресивний орган проти політиків, яких ви вважаєте своїми конкурентами».

Но и это не все! Это только начало светлого пути! Юлия Владимировна обещала — во имя стабильности и порядка, конечно же — принятие изменений к Конституции в самое ближайшее время вместе со всеми здоровыми силами сконсолидированного парламента: «Крім того, я думаю, що всі ми зачекалися того, щоб нарешті був наведений порядок в системі правосуддя, в системі органів місцевого самоврядування, щоб був наведений лад з розподілом повноважень в країні, і щоб Президент не був Прем'єром за своїми функціям, а Прем'єр не був практично на задвірках будь-яких виконавчих функцій, щоб ніколи більше не було такого, щоб хтось не пускав голів облдержадміністрацій на невідкладні наради до Прем'єр-міністра.

Для цього, щоб посилити права і свободи людей, щоб посилити принцип верховенства права, зруйнувати монополію силових структур і зробити політикум консолідованим і надійним, нам обов'язково потрібні конституційні зміни.

І найближчий час я вийду з ґрунтовними, абсолютно продуманими і необхідними для України конституційними змінами. І я вірю в те, що і нові зміни до Конституції консолідують парламент, всі здорові сили».

И все это, подчеркивала она, не пустые слова! Тимошенко слов на ветер не бросает! Поэтому уверяла сограждан: «ви можете на мене покластися, що всі принципи і ідеали, які були чітко оголошені», «які незалежно від кольору прапорів партій сприймаються всією країною» — «вони будуть продовжені і доведені до логічного завершення»!

6 сентября Тимошенко отчитывала Виктора Ющенко: «мне непонятны Ваши упреки относительно якобы неконституционности законов, принятых Верховной Радой Украины 2 сентября 2008 года. Должна Вас проинформировать, что все эти законы вполне конституционны. Более того, принятие именно этих законов содержится в Ваших предвыборных обещаниях как кандидата в президента Украины в 2004 году... Если бы я думала не о государственных интересах, а лишь о следующей президентской кампании, как это делаете Вы, я тоже могла бы выдвинуть Вам сотню ультиматумов»... Но все ее помыслы были о стране, только о стране. И о стабильности.

Впрочем, ультиматумы от БЮТ все же были. 3 сентября заместитель лидера фракции БЮТ Андрей Кожемякин выдвинул условие сохранения коалиции демократических сил — «увольнение главы Секретариата президента». Кроме того, указывал Кожемякин, в БЮТ ждут извинений в связи с обвинениями премьер-министра Украины Юлии Тимошенко в государственной измене. По его словам, только после этого можно сесть за стол переговоров и говорить о возможности сохранения коалиции. При этом, отвечая на вопрос, кто именно должен принести извинения БЮТ, Кожемякин отметил, что извиниться может политическая сила, которая представляет президента, или Секретариат Президента...

В Секретариате, наверное, долго смеялись. Да и теперь, видимо, потешаются.

Меняю принципы на премьерское кресло

Конечно, иллюзий насчет «принципов» Юлии Тимошенко давно никто не питает. Но чтобы эта беспринципность демонстрировалась столь беспардонно! Все то, что еще неделю-другую тому было «жизненно необходимым» для страны, было сдано в угоду президенту.

2 октября стал очередным днем позора для украинского парламентаризма. С легкой руки (цепляющейся за премьерское кресло) Юлии Тимошенко.

Были полностью отклонены принятые 2 сентября: Закон № 3085 «О внесении изменений в закон «О Кабинете министров», ограничивавший полномочия президента по вмешательству в работу исполнительной власти, и Закон № 857 «О временных следственных комиссиях, специальной временной следственной комиссии и временных специальных комиссиях Верховной Рады», без которого невозможна процедура импичмента президенту (т. е. сохранено положение дел, при котором президент не несет никакой ответственности ни за какие свои действия).

Были приняты в президентской редакции законы (ранее проголосованные 2 сентября и затем ветированные Ющенко): № 2219 «О внесении изменений в некоторые законы», где прописана процедура обжалования президентом правительственных актов в Конституционном Суде, № 3086 «О внесении изменений в закон «О Службе безопасности Украины», и (принятый 4 сентября) закон № 3112 «О внесении изменений в некоторые законы», где прописаны процедуры назначения/увольнения глав местных государственных администраций.

Было проголосовано постановление, которым отменено голосование от 19 сентября за закон «О государственной службе» в первом чтении. Не хватило одного голоса за отмену голосования (19 сентября) за закон «О всеукраинском референдуме» в первом чтении. Но за этим, видимо, дело не станет.

Учитывая покладистость Юлии Владимировны, Ющенко впору было выдвигать очередной ультиматум — принятие «новой редакции Конституции» (которую уже давно сочинили в Секретариате) и вынесение ее на референдум. Возможно, Виктор Андреевич в будущем так и поступит — а что стесняться?

Об очередной своей готовности сдать Ющенко все, что только можно, во имя премьерского кресла Тимошенко объявила в вечернем эфире «5 канала» 1 октября. Об очередной — потому что ситуация один к одному повторяет ту, которая была в мае. Тогда тоже антипрезидентские демарши в парламенте (и голосования конституционным большинством), обещания вот-вот приступить к процессу внесения конституционных изменений. А в итоге — голосование БЮТ за внесение изменений в закон о Кабмине в президентской редакции.

Принимались законы 2 сентября, согласно цитированным выше словам Юлии Владимировны, во имя стабильности — и отменялись 2 октября тоже во имя стабильности!

Имеет смысл обратить внимание на кое-какие пассажи из указанного интервью Юлии Владимировны 1 октября: «Ми хочемо стабільності і саме тому наша політична сила сьогодні, розуміючи, що нам президент України кожен день виставляє новий ультиматум, ми сказали, що ми ультиматуми приймаємо заради України, не читаючи»...

Не читая принимать ультиматумы! А как же недавнее — о баранах, с которыми Тимошенко не будет прыгать в пропасть? Или уже готова прыгнуть в политическую пропасть «заради України»?

Но читать ультиматумы все-таки я бы советовал — а то ведь может поступить и такой, в котором будет требование отказаться от премьерского кресла. А от него даже «заради України» Юлия Владимировна не откажется. Об этом 3 октября на пресс-конференции она заявила вполне четко, отвечая на вопрос, готова ли она пойти на любые условия партнеров по коалиции, как она и обещала, в частности, не претендовать на должность премьера. Тимошенко заявила: «Наша политическая сила взяла столько голосов, сколько нужно, согласно коалиционному соглашению, для того, чтобы иметь право формировать часть правительства и руководство правительства».

Хотя, согласитесь, нелогично цепляться за кресло, если — в соответствии с ее нынешней позицией — нужно идти на все ради стабильности и недопущения внеочередных выборов: «От так, дали ультиматум сьогодні — підписали. Будь ласка, шановні. Щоб не було ніяких підстав кидати країну в дострокові вибори, які потім перейдуть в дострокові ще одні вибори, а потім ще президентські вибори. У нас країна ніколи з цього хаосу не вийде, якщо зараз не зміцнити коаліцію... сьогодні потрібно знаходити компроміс, і йти назустріч тільки заради того, щоб не було дострокових виборів і не кидати Україну в хаос. Саме тому, не погоджуючись з цими ультиматумами, ми готові приймати їх заради стабільності».

Но, судя по всему, Тимошенко пойдет и на нестабильность, и на хаос — в случае потери премьерского кресла.

«Справа в тому, що на жаль, зі мною борються, як з майбутнім кандидатом на президентські вибори... Я не приймаю такої політики... Це виглядає смішно, нецивілізовано. Це виглядає жалюгідно. І навіть європейські політики, дуже знані, виступили з заявою.., де сказали, що не може президент руйнувати свою власну країну заради боротьби за президентську посаду на другий термін».

Как же «не приймаю», когда приняла — голосованиями БЮТ 3 октября?! И разве есть у Тимошенко после этого моральное право упрекать того же Ющенко в том, что он борется за президентский пост любыми средствами и методами? Да ведь Юлия Владимировна сама готова поступиться любыми принципами ради премьерского кресла!

«...Президент України шукав компроміси з багатьма прем'єрами — з Єхануровим, з Тимошенко, з Януковичем, з Тимошенко двічі. Нічого не виходить. Всі погані. Всі, власне кажучи, так чи інакше, але рахуються конкурентами на президентські вибори. Тому мені здається, що президенту потрібно переглянути своє відношення до політичної конкуренції і нормально стабільно працювати».

Очевидно, что Ющенко пересмотрит свое отношение к политической конкуренции только в одном случае: если будет изменена политическая система, т. е. доведена до логического конца политреформа, если будут созданы правила игры, при которых президент (если вообще этот пост нужен) не будет иметь возможности ставить палки в колеса исполнительной власти. Но сама Юлия Владимировна приняла все «дебильные» (как справедливо выразился Я. Сухой) условия Виктора Андреевича.

Абсолютно правы коммунисты, охарактеризовавшие действия Блока Тимошенко как капитуляцию перед Ющенко. «2 октября фракция БЮТ приняла все условия президентской «НУ-НС», на которых та соглашалась реанимировать так называемую «демократическую коалицию», и единодушно проголосовала за отмену целого ряда законов, которые она еще вчера называла совершенно необходимыми для блага нашей страны. В том числе и закона «О Всеукраинском референдуме», обеспечивающего конституционное право народа Украины непосредственно участвовать в решении важнейших вопросов государственной жизни, — говорилось в заявлении КПУ. — Можно только строить догадки, что заставило БЮТ и его лидера совершить разворот на сто восемьдесят градусов, слишком головокружительный даже для привыкших к беспринципности буржуазных политиков. Боязнь с треском проиграть очередные внеочередные парламентские выборы? Нажим из Вашингтона? Угроза возвращения из заокеанского узилища П. Лазаренко, до зубов вооруженного компрометирующими материалами на бывшую бизнес-партнершу?»

По мнению коммунистов, отказав народу в праве на референдум, участники т. н. «демократической коалиции» «еще раз публично подтвердили, что никакого отношения к демократии не имели, не имеют и не могут иметь в принципе». Во-вторых, «Ющенко получил новые возможности готовить политическую почву для победы на будущих президентских выборах. Поскольку уровень его поддержки населением не превышает 5%, необходимым условием такой победы является установление националистической диктатуры, опасность которой с сегодняшнего дня возросла на порядок... В-третьих, БЮТ фактически превратилась в младшего партнера президентской «НУ-НС». А от харизмы госпожи Тимошенко, на которой держались ее предыдущие электоральные успехи, в ближайшем будущем, судя по всему, останется не больше следов, чем от слетевшего с ветки оранжевого октябрьского листа в форме сердечка», — говорилось в документе.

Не поспоришь и с «регионалами», назвавшими позицию БЮТ демонстрацией безответственности и беспринципности: «Голосование БЮТ в парламенте 2 октября еще раз подтвердило тот факт, что эта политическая сила руководствуется в своих действиях не политическими убеждениями, не принципами, а исключительно узкопартийными интересами. И в основе интереса БЮТ лежит сегодня сохранение премьерского кресла за их лидером, — подчеркивается в заявлении Партии регионов. — Это называется просто — аморальность в политике. И такой путь не имеет перспективы, так как коварство и отступничество никогда не порождали доверия. Так как строить справедливое общество можно лишь на честных правилах и на ответственности за свои слова и поступки. Когда же лидер политической силы 48 раз в сутки меняет политические взгляды — 24 раза в одну сторону и 24 — в другую, то она не может быть возможной ни для партнеров, ни для народа».

Безусловно, в том, что ныне происходит, включая срыв коалиции ПР—БЮТ, главной задачей которой должны были стать изменения к Конституции, усиливающие парламентскую форму правления, есть вина и самих «регионалов». С их стороны, по имеющимся данным, тоже были нарушены договоренности, достигнутые с БЮТ в августе, в частности — оспорено право Тимошенко на премьерский пост. Хотя первоначально «регионалы» соглашались удовлетвориться спикерским креслом и постами в правительстве, начиная от первого вице-премьера. Затем Януковичу «нашептали», что в кресле главы ВР он только растеряет рейтинг, что ПР вообще мало получает от такого альянса, и т. д. (но ведь в спикерское кресло можно было посадить другого представителя ПР). Сыграли свою роль представители бизнес-крыла. Что так будет, мы предполагали еще 26 сентября (см. «Нужна «конституционная» коалиция. Но...»).

Т. е. ПР, в частности и Виктор Янукович, руководствовались той же логикой, что и Тимошенко — на первом месте партийные и личные интересы.

Беспринципностью креслу не поможешь

Однако все это не оправдывает полнейшую беспринципность Юлии Владимировны. И самое главное — в итоге-то что?

Напрашивающаяся из последних кульбитов БЮТ логика «Тимошенко в премьерском кресле = стабильность в стране» — это тоже смешно. Ибо Тимошенко (или любая иная не «техническая» фигура) в премьерском кресле при президенте Ющенко (да еще и с высокими возможностями главы государства вмешиваться в дела исполнительной власти) — это гарантия нестабильности в стране. Что мы и имеем возможность наблюдать последние годы.

Безусловно, наивно было рассчитывать и на то, что Ющенко после отмены голосований 2 сентября откажется от идеи перевыборов парламента. Ведь у него была задача — не перевыборы провернуть, а выжить Тимошенко из премьерского кресла. А внеочередные выборы в нынешних условиях были для него единственным вариантом (при невозможности создать иную коалицию, без БЮТ, и при нежелании Тимошенко отказаться от премьерского кресла).

Ющенко в данной конкретной ситуации играет просто великолепно. Он и свои властные рычаги через отмену антипрезидентских законов укрепляет. И вопрос досрочных выборов с повестки дня не снял, и 8 октября распустил Раду.

Это понял и Литвин, ретировавшийся с коалиционных переговоров. «БЮТ делает все для того, чтобы коалиция была создана. Сценаристы и режиссеры, которые находятся на Банковой, 11, не заинтересованы в создании любой коалиции и делают все для того, чтобы никакая коалиция не была создана», — заявил 3 октября представитель БЛ Олег Зарубинский.

Правда, БЛ прекратил участие в переговорах сразу после заявления Ющенко о том, что спикером в любом коалиционном случае должен остаться Арсений Яценюк. Впрочем, не исключено, что это заявление Ющенко было сделано специально — дабы отсечь фракцию Литвина от переговоров и еще более затруднить создание какой бы то ни было коалиции.

8 октября, когда закончился год «после внеочередных выборов», Ющенко распустил парламент. Тому основой — решение КС от 17 сентября, согласно которому уменьшение численного состава коалиции в ВР до количества, меньшего, чем того требует ст. 83 Конституции, влечет прекращение деятельности коалиции с момента наступления такого уменьшения. Иными словами, согласно вердикту КС, коалиции в парламенте нет с 6 июня — когда были оглашены заявления о выходе из коалиции Бута и Рыбакова.

Далее последовало решение НУНС о выходе из коалиции и объявление об этом спикера Яценюка 16 сентября.

БЮТ напрасно шел на любые уступки, лишь бы восстановить коалицию. В т. ч. на политически аморальные шаги.

Но законодательство, включая Конституцию, не содержит такого понятия, как «восстановление коалиции». Любая коалиция, в каком бы составе она сейчас ни была создана (если будет создана вообще), должна будет пройти все предписанные процедуры. В т. ч. процедуру назначения премьер-министра. Ибо это будет новая коалиция — хотя бы и в прежнем формате.

Тимошенко не могла сохранить свое премьерское кресло по определению. Новая коалиция должна была бы подавать ее кандидатуру президенту, а он — вносить представление на главу правительства в парламент. И ВР надо было найти 226 депутатов для утверждения.

После того, как бютовцы 2 октября поучаствовали в отклонении Закона № 3085 («О внесении изменений в закон «О Кабинете министров» от 2 сентября), вновь восстановлено президентское влияние на исполнительную власть — чего так долго добивался Ющенко (и добился в мае текущего года). Причем, что важно в данном случае, влияние президента в ходе самого процесса формирования правительства.

Президент имеет право отклонить предложение коалиции о кандидатуре премьера. Мотивированно, естественно. Но с мотивировками, как всегда, проблем не будет.

Более того, изменения в закон о Кабмине, которые были внесены в мае по требованию Ющенко, привнесли и еще один интересный нюанс. Если ранее предложение президенту о кандидатуре премьера вносила коалиция вообще (и так, в частности, было с кандидатурой Тимошенко после внеочередных выборов-2007), то — согласно нынешней редакции закона под этим документом должны стоять подписи не менее 226 нардепов от коалиции. Наберется ли столько? Не факт. Уж во всяком случае СП не составит труда в условиях крайне ограниченного числа коалиционных «штыков» найти нескольких депутатов, чьи «принципиальные позиции» не позволят им подписаться за Тимошенко.

Т. е. кандидатуру Тимошенко можно было провалить на двух этапах: сначала на уровне коалиции, а затем это может сделать Ющенко — предложив внести иного кандидата. И вся игра Юлии Владимировны в «кто виновен в развале коалиции» заведомо была обречена. 3 октября на пресс-конференции Юлия Тимошенко заявила: «если президент вместо того, чтобы возобновить демократическую коалицию, практически разрушит парламент, то по крайней мере, всем гражданам будет понятно, зачем это сделано и кто будет нести ответственность». Как видим, это не остановило Ющенко.

Юлия Владимировна не устает повторять, что не должностей ради старается, что за кресло не держится. Вот ей и скажут: не держитесь. Ради демократии и соответствующей коалиции.

Какое бы решение ни приняла Тимошенко, вся вина за развал «демократической» коалиции все равно ляжет на нее. Уже и дополнительные обвинения звучат в защите неуемных амбиций и «предательстве демократии» ради оных. И все равно назначены перевыборы. Но в иных условиях, чем те, которые могли бы быть, вступи в силу все те законы, что были проголосованы в ВР после 2 сентября.

Ведь все описанные выше нормы, скажем, закона «О Кабмине» будут в полной мере использованы Ющенко и после внеочередных выборов.

Поскольку внесение кандидатуры премьера всецело зависит от президента, то он и будет играть первую скрипку в поствыборных коалициаде и премьериаде, диктуя, естественно, свои условия.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Брать уроки у Саакашвили. А почему бы и нет?

Саакашвили назначил массовую акцию в Киеве на 17 октября, т. е. в канун объявленной даты...

Признает ли Рада войну, признав агрессию?

Определять законность и главное — «справедливость» любых протестов...

Нина Карпачева избрана в руководящие органы...

Первого украинского омбудсмена Нину Карпачеву вновь избрали в состав правления...

ВР: «демоны» и «ангелы» в бреющем полете

Закон о реинтеграции Донбасса в состав Украины уже существует: это — Минские...

Украинское show must go on*

Чтобы играть первую скрипку в государстве, совсем не обязательно быть президентом

Афганское направление донбасского конфликта

Потеря Вашингтоном контроля над Украиной стала бы провалом одного из его наиболее...

Загрузка...

Смотрящий по Украине от Маккейна

Встрече Владимира Путина и Дональда Трампа многими обозревателями присвоен статус...

«Дело Гужвы»

Некоторые наши читатели интересуются мнением редакции о т. н. «деле Гужвы».

Вписать формулу в формат

При подробном рассмотрении визит Порошенко в Вашингтон стоит считать успешным

Бонусы для дуумвирата

Власть сможет вывести из всеукраинских выборов районы с ощутимой долей нелояльного...

Выбор «на(ш) крайняк»

Местные выборы в горсоветы девяти объединенных территориальных громад (ОТГ) в шести...

Украина в намеках, взглядах и жестах

Никто не в состоянии заставить Трампа испытывать энтузиазм в отношении Украины

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка