Требуется спарринг-партнер, но не соперник

№33 (870) 17 — 23 августа 2018 г. 16 Августа 2018 4.2

Грядущие президентские выборы в Украине для кандидатов и их команд сродни шахматной партии. Сокрушить противника одним ударом, как в боксе, здесь не представляется возможным — нужно все просчитывать на несколько ходов вперед. И личный рейтинг в этом сражении — фактор отнюдь не самый главный. Не менее важно и то, кто из оппонентов окажется рядом на финишной гонке в ферзи.

У кого самый мотивированный избиратель

Поддержка потенциальных кандидатов в президенты такова: Юлия Тимошенко — 11,1%, Анатолий Гриценко — 6,7%, Юрий Бойко — 6,4%, Владимир Зеленский — 6,2%, Олег Ляшко — 5,9%, Святослав Вакарчук — 5,7%, Петр Порошенко — 5,3%, Вадим Рабинович — 3,7%. У любого из прочих кандидатов меньше 2%. Это цифры от общего числа респондентов. Но если брать поддержку от числа намеренных участвовать в выборах, то положение в лидирующей группе несколько меняется. Первая тройка остается в том же порядке: Тимошенко (14,4%), Гриценко (8,7%) и Бойко (7,2%). Но на четвертую позицию выходит Ляшко (6,9%), опередивший на одну десятую процента Порошенко. А вот у Зеленского с Вакарчуком оказывается по 6,5%, у Рабиновича — 4,8% (у любого из прочих меньше 2%).

Т.о. получается, что самый мотивированный избиратель у Тимошенко, Гриценко, Порошенко и Рабиновича, ибо у каждого из них второй рейтинг вырос по сравнению с первым почти в 1,3 раза. А вот у Зеленского он выше лишь в 1,05 раза, у Вакарчука в 1,14, у Бойко в 1,12, Ляшко в 1,17. Немотивированность избирателей первых двух очень логична, ведь речь идет о людях, в политике себя не проявивших. И часть приверженцев этих потенциальных кандидатов колеблется, что выбрать — проголосовать по приколу за шоумена или музыканта или не пойти на выборы вообще. Среди же избирателей Ляшко немало озлобленных на жизнь людей, которые не верят, что выборы способны что-либо изменить, поэтому они также могут остаться дома, а не поддержать самого радикального (по крайней мере по риторике) кандидата.

А вот немотивированность избирателей Бойко выглядит странной. В одновременно проведенном опросе относительно выборов в Верховную Раду Оппоблок получил поддержку 7,6% от общего числа опрошенных, а вот рейтинг от числа намеренных голосовать вырос до 9,7%, или в 1,28 раза. Степень мотивированности избирателей оказалась лучшей, чем у радикалов, «За життя» и «Гражданской позиции», не говоря уж о почти виртуальной партии «Слуга народа».

Значит, дело здесь либо в недостаточной привлекательности Бойко даже среди электората Оппоблока, либо в нарастающей уверенности этого электората, что лидеру этой партии на выборах все равно победить не дадут.

«Рейтинг» в последнее время публикует данные опросов каждый месяц. Судя по этим публикациям, ситуация в предвыборной гонке меняется мало. Так, сейчас — по сравнению с началом июля — поддержка каждого из кандидатов ведущей восьмерки немного выросла, но это, вероятно, потому, что в июле почти у всех она несколько падала по сравнению с июнем, и даже нынешний рост не позволил 7 из 8 кандидатов достигнуть июньского уровня. Правда, у всех отставание от него невелико — от 0,3% у Порошенко и Ляшко до 1,6% у Рабиновича (сравниваются показатели поддержки от числа намеренных участвовать в выборах).

Единственное исключение — лидер гонки Тимошенко. В отличие от прочих кандидатов ее рейтинг вырос в июле по сравнению с июнем и к началу августа продолжил рост. Столь нетипичная тенденция, конечно, должна радовать поклонников Юлии Владимировны. Впрочем, речь идет об очень небольших цифрах, почти что в рамках статистической погрешности. Так, в июне ее рейтинг (от общего числа опрошенных) составлял 10,3%, в июле — 10,5%, а от намеренных участвовать в выборах — соответственно 13,2% и 13,5%. Прирост поддержки в августе — в сравнении с июлем — если брать ее от числа намеренных участвовать в выборах, оказался у Тимошенко меньше, чем у Гриценко, Вакарчука и Рабиновича. А если сравнивать данные о поддержке от общего числа избирателей, то показатель будет лучше и у Ляшко, Бойко, да и Зеленский нарастил такие же 0,6%, как и Юлия Владимировна.

В рейтингах на выборах в ВР лидерство партии Тимошенко еще заметнее. Ее поддержка составляет 12,9% от общего числа избирателей (16,6% от числа намеренных голосовать), тогда как Оппоблок выбирают 7,6% (9,7% от намеренных голосовать)». Далее идут «Гражданская позиция» 7,5% (9,5%), «Слуга народа» — 7,3% (8,9%), «За життя» — 4,9% (6,1%), радикалы — 4,9% (5,9%), БПП — 4,1%( 5,6%).

У первых четырех партий рейтинги выросли в сравнении с июнем (в июле вопроса о выборах Рады в исследовании не было), у следующих трех уменьшились. Все прочие не преодолеют избирательный барьер (если он сохранится на нынешнем уровне). Так, у «Самопомочі» 2,8% (3,6%) , у «Свободы» — 2,7% (3,5%). И даже если считать поддержку от одних намеренных голосовать и определившихся с выбором, то все равно обе не добирают до заветных 5%. Поддержка же потенциальных кандидатов в президенты от этих партий Андрея Садового и Олега Тягнибока заметно меньше поддержки их партий.

Конечно, на реальные парламентские выборы будет заметно влиять результат президентских, которые завершатся за полгода до них. Поэтому сейчас партийные рейтинги интересны прежде всего в связи с президентскими выборами. Если брать уровень поддержки 9 ведущих партий и их лидеров, то окажется, что только у Порошенко и Ляшко личный рейтинг лучше партийного. У всех остальных — наоборот.

Конечно, одна из причин в том, что в президентском рейтинге присутствовал с неплохим результатом Святослав Вакарчук, у которого, однако, нет своей партии даже на бумаге. Т.о. оказывается, что главными бенефициарами от участия лидера «Океана Эльзы» в предвыборной кампании будут действующий президент и главный радикал, у всех прочих он отбирает голоса. Кстати, это подтверждается и июльским опросом «Рейтинга», где выяснялись перетоки электората кандидатов. Так, 51% избирателей Вакарчука ни при каких обстоятельствах не проголосовали бы за Порошенко, а следующим в их антирейтинге идет Ляшко — 33%.

Как известно, низкий рейтинг Порошенко сочетается с явным намерением бороться за пост главы государства. И давно появлялась информация, что в штабе Порошенко считают самым лучшим вариантом выход его во второй тур вместе с Ляшко. А это значит, что и президентская команда, и Ринат Ахметов, чьи связи с РПЛ стали очевидны в последний год, будут заинтересованы в участии Вакарчука в выборах.

С другой стороны, в неучастии певца будет заинтересован Игорь Коломойский, стоящий за Владимиром Зеленским. Принято говорить о близости электоратов певца и шоумена. Однако эта близость несколько односторонняя. Так, июльское исследование «Рейтинга» показало, что 31% избирателей Вакарчука в случае его отсутствия в избирательном бюллетене проголосовали бы за Зеленского. Но что касается избирателей последнего, то в аналогичной ситуации лишь 20% из них поддержали бы лидера «Океана Эльзы».

Бесспорно, от отсутствия у Вакарчука своей партии выигрывает ассоциируемая с Зеленским партия «Слуга народа» (напомню, что в Минюсте такая партия зарегистрирована). В то же время масштабы этого выигрыша не стоит абсолютизировать. Так, рейтинг «Слуги народа» больше личного рейтинга Зеленского на 1,1%, если считать от общего числа избирателей, и на 2,4% от намеренных участвовать в выборах, тогда как рейтинг «Батькивщины» выше личного рейтинга Тимошенко соответственно на 1,8% и 2,2%.

Если президентский рейтинг политика оказывается ниже рейтинга его партии, то это обычно объясняется либо осознанием частью избирателей безнадежности его борьбы за президентский пост, либо недостаточной харизмой самого политика.

Первая причина подходит для объяснения этого феномена в случаях с Садовым и Тягнибоком и, вероятно, сказывается и на рейтингах Рабиновича и Бойко. В случае с последним, равно как и с Анатолием Гриценко, можно говорить о недостатке харизмы. Ведь партия Гриценко плохо раскручена, в местных советах представлена почти исключительно в Западной Украине, а в ситуациях, когда известность кандидата превышает известность его партии, личный рейтинг должен быть больше партийного. В данном же случае это, вероятно, говорит и о неустойчивости электората лидера «Гражданской позиции».

Юлию Владимировну нельзя обвинить в недостатке харизмы. Но то, что ее личный рейтинг оказался меньше партийного, очевидно, отражает усталость от нее определенной части собственного электората. Кстати, июльский опрос «Рейтинга» показал, что 10% избирателей Тимошенко в случае ее отсутствия проголосовали бы за Вакарчука. Это больше, чем за любого другого кандидата, кроме, понятное дело, Ляшко (13%). Но данные о втором выборе в немалой степени демонстрируют и колебания избирателя между кандидатами. Поэтому приведенные цифры — это еще один аргумент в пользу того, что участие в выборах Вакарчука выгодно прежде всего действующему президенту.

Хотя сравнение рейтингов поддержки кандидатов и партий показывает, что здесь мало что меняется, эта неизменность обманчива и вряд ли продлится долго. Другие цифры опросов говорят, что избиратели все больше задумываются над своей позицией, только делать окончательные выводы не спешат.

Так, в июне и июле со своим вторым выбором определился 61% (от намеренных участвовать в голосовании), а в августе уже 70%. Лидером второго выбора является Зеленский — 11,4% от общего числа определившихся. У Тимошенко — 10,7%. Порошенко же с 4,4% лишь на 8-м месте. Однако и для него в такой цифре есть позитив: президент — единственный из реальных претендентов, чей рейтинг второго выбора с июня неизменно растет. Аналогичная тенденция только у Тягнибока, однако у лидера «Свободы» это сочетается со столь же устойчивым снижением основного рейтинга. Т.е. избиратели Тягнибока, осознавая безнадежность его шансов на победу, просто переводят его в резерв. У большинства же других лидеров гонки рейтинг второго выбора колеблется, а у Вакарчука, Рабиновича и Садового — падает второй месяц подряд.

Три различия Порошенко с Ельциным

Впрочем, судьба выборов будет решаться во втором туре, куда проходят лишь два кандидата. Поэтому для оценки перспектив претендентов на президентский пост важнее такой показатель, как «антирейтинг», т.е. процент избирателей, которые не проголосуют за них ни при каких обстоятельствах. И украинские избиратели все активнее определяются с антирейтингом. Так, в июне участник опроса называл в среднем 2,4 фамилии кандидатов, за которых никогда не проголосует, в июле — 2,9, в августе — также 2,9, однако количество тех, кому трудно ответить на этот вопрос, уменьшилось на 2% в сравнении с июлем, составив 11,4%.

Лидером антирейтинга давно является Петр Порошенко. Сейчас за него не проголосовало бы чуть больше половины избирателей — 50,4%, т.е. здесь он имеет почти двухкратное превосходство над ближайшими преследователями — Тимошенко и Ляшко, у которых соответственно 28,9 и 26,8%. Однако в июне это превосходство крайне сомнительного рода было более чем вдвое больше.

Антирейтинг Порошенко — как и Бойко и Вакарчука — не имеет тенденции к устойчивому росту, он колеблется, при этом сейчас у него этот показатель (так же, как и у лидера Оппоблока) даже меньше, чем в июне. А вот у половины кандидатов из лидирующей восьмерки — Тимошенко, Ляшко, Зеленского и Гриценко — антирейтинг устойчиво растет. Правда, основной его рост произошел в июле, августовские изменения ни у кого не достигли 1%. А если считать эту цифру не просто от числа намеренных участвовать в выборах, а от числа намеренных и определившихся с антирейтингом, то окажется, что у Тимошенко и Ляшко сейчас зафиксировано даже микроскопическое падение этого показателя.

Но реальное устойчивое (хотя и незначительное) снижение антирейтинга с июня наблюдается лишь у одного потенциального кандидата из группы лидеров — Вадима Рабиновича. Сейчас за него категорически не готовы голосовать 15% избирателей. За Юрия Бойко — 17,2%, по сравнению с июлем у него на 1,1% больше, чем в июле (16,1 %), но в июне этот показатель составлял 23,0% и был выше, чем у Тимошенко.

Весьма низкий антирейтинг Бойко и Рабиновича говорит о том, что на самом деле для Порошенко нельзя рассматривать как желательный и вариант выхода во второй тур с этими кандидатами, которых при желании легко можно связать с планами реванша старой власти и с Кремлем. Ведь тот же Бойко стал видной фигурой более полутора десятка лет назад (если вести отсчет от начала его руководства НАК «Нафтогаз» с февраля 2002-го). Его политическое лицо и его прошлое давно известны. Но сегодняшние проблемы миллионов избирателей так велики, что эти страшилки могут не возыметь на них никакого воздействия.

Ну а потенциальные кандидаты с самым низким антирейтингом — это лица, которые не имеют ни депутатства, ни должностей в исполнительной власти. Так, у непрофессиональных политиков Зеленского и Вакарчука этот показатель составляет соответственно 12,8% и 10,7%. Однако еще лучше он у Гриценко — 8,6%. Правда, по сравнению с июнем у каждого из этой тройки антирейтинг вырос более чем вдвое, а у лидера «Гражданской позиции» даже почти втрое. Это понятно. Изначально хороший антийретинг этих политиков был показателем не столько любви к ним, сколько недостаточного интереса к их предвыборной перспективе. Многие избиратели просто не рассматривали их в качестве серьезных кандидатов в президенты, но в связи с распространением слухов об их участии в выборах и их хорошей позицией в соцопросах начали все больше к ним присматриваться.

А присмотревшись к политику, всегда можно увидеть его недостатки. Особенно если эти недостатки кто-либо помогает найти. На днях автор этих строк смотрел на Ютубе подборку вальсов Шопена, но вдруг видео прервалось рекламой, где журналист Александр Дубинский предлагал рассказать «правду о Гриценко». Хотя я воспользовался опцией пропуска рекламы, ситуация все равно заставила вспомнить старый советский анекдот про съезд КПСС, который вещал «из каждого утюга». Однако хорошо памятно, что в то время даже в съездовские дни можно было на коротких волнах слушать «концерт популярной музыки» или другую передачу «Голоса Америки». Слышимость могла быть некачественной, могла включиться глушилка (хотя в отличие от «Свободы» «Голос» не слишком глушили), но передача не могла прерваться ни сообщениями о съезде КПСС, ни советскими разоблачениями американской политики, ни рекламой кока-колы.

Ясно, что с этим антипиаром Гриценко можно против своей воли столкнуться не только на фоне вальсов Шопена, но и при любом просмотре Ютуба с украинской территории. Не знаю, как это воздействует на избирателей. Но понятно, что Ютуб — это не единственная площадка для такой борьбы, а фигура Дубинского показывает, что за кампанией против Гриценко стоит Коломойский.

Думаю, цель здесь не только поддержать Тимошенко, но и расчистить пространство для Зеленского. На его победу Игорь Валерьевич вряд ли рассчитывает, однако, бесспорно, олигарх нуждается в своей политической силе в новой Раде. А оба проекта Коломойского — «УКРОП» и «Возрождение» — как показывает социология, не имеют шансов преодолеть избирательный барьер. Отсутствие у них рейтинговых кандидатов в президенты окончательно хоронит эти шансы. А вот проект «Слуга народа», особенно при удачном результате Зеленского на выборах, имеет все шансы на хорошее представительство в парламенте.

Положение Порошенко, конечно, выглядит очень тяжелым. Однако, как показывает история, его рано считать безнадежным. Например, опрос ВЦИОМ, проведенный в России в конце января 1996 г. (меньше чем за полгода до президентских выборов), давал 20% Геннадию Зюганову, 13% Григорию Явлинскому, по 10% Владимиру Жириновскому и Александру Лебедю, а действующий президент Борис Ельцин, как и известный врач Святослав Федоров, имел тогда лишь 8%. Сходные цифры давали и другие соцопросы. Т.е. место в гонке и рейтинг у Ельцина были такими же, как сейчас у Порошенко, а президентом в итоге стал именно Борис Николаевич.

Правда, надо иметь в виду несколько негативных для украинского лидера отличий. Так, во-первых, почти во всех тогдашних опросах фигурировал электорально близкий Ельцину премьер Виктор Черномырдин (в упомянутом опросе ВЦИОМ у него было 7%), который в итоге не баллотировался.

Во-вторых, вокруг тогдашнего президента России сложился олигархический консенсус, который у нас отсутствует (пример — позиция Коломойского).

В-третьих, Тимошенко — и любому другому кандидату — невозможно создать столь негативный имидж, как у коммуниста Зюганова в 1996-м: СМИ прямо приписывали ему все преступления советской власти — от ГУЛАГа до голода 30-х. И именно лидер тогдашней гонки Зюганов стал с самого начала наиболее удобным соперником для Ельцина во втором туре — чтобы реализовать сценарий «реформатор против реванша старого мира». Но ни один из самых удобных для Порошенко соперников — Ляшко, Бойко и Рабинович — не имеет и второй позиции в рейтингах.

Т.е. в отличие от Ельцина президенту Порошенко надо не только самому пробиваться во второй тур, но и проводить туда наиболее удобного противника. А это не просто крайне нелегкая, но и весьма опасная для ее реализатора задача. Ведь в большой политике спарринг-партнер в любой момент может стать настоящим и неблагодарным соперником.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Сытник связал возможное подозрение с выборами

Он считает, что в случае объявления подозрения его, скорее всего, отстранят от...

Вакарчук готов идти в политику, но не говорит о...

Вакарчук отказался отвечать на прямой вопрос, ждать ли его в политике, но пообещал...

Жаркая политическая осень в Молдове

Несмотря на то, что конкретная дата парламентских выборов ещё чётко не определена,...

Выборы в Швеции: ультраправые теснят...

Шведские националисты удачно разыграли антимиграционную карту

Загрузка...

(лже) Успехи и (лже) Стратегии Порошенко

Фамилии Порошенко во втором туре президентских выборов не видят большинство...

Кому Киев — Ялта, а кому и Вакарчук — президент

Вы узнаете: почему Курт Волкер недоволен отношением Киева к рядовым жителям Донбасса;...

Безвиз уже без упоминаний всуе

На минувшей неделе практически синхронно (и это наверняка не совпадение) из Берлина и...

Фантомы предпочтительнее монстров?

Значительное число избирателей готовы проголосовать за деятелей, которые еще не стали...

Мы выбираем. И у них выбирают

Вы узнаете: зачем трудящиеся просят о переносе «выборов» в ОРДЛО; что предпримет...

Cтановимся "фигурой речи"

Президентская кампания в Украине фактически стартовала. И очевидно, что дискурс,...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка