Украина в ожидании Трампа

04 Декабря 2016 2 4.1

, Игорь КОНДЕНКО

Спустя два дня после избрания Дональда Трампа президентом Соединенных Штатов Артем Сытник, руководитель Национального антикоррупционного бюро Украины, сообщил о закрытии ведомством расследования деятельности Пола Манафорта, экс-руководителя избирательного штаба Трампа, все еще поддерживающего связь с командой нового президента.

_____________________________
* Данная статья — перевод материала, опубликованного на сайте журнала Foreign Affairs 29 ноября 2016 г. © Council on Foreign Relations. // Tribune News Services.

Несколько ранее украинские чиновники заявляли, что Манафорт тайно получал наличные (в целом $12,7 млн.) от пророссийской «Партии регионов» бывшего президента Украины Виктора Януковича, ставшего олицетворением той коррумпированной системы, которая спровоцировала смещение Януковича в ходе революции 2014 г. на евромайдане. По словам Сытника, НАБУ отказалось от дальнейшего расследования, поскольку у ведомства «достаточно своих чиновников», с которыми следует разобраться. Тем не менее подтекст его ремарки ясен: продолжение следствия по делу Манафорта угрожает отношениям Украины с администрацией нового президента США.

Киев надеется на установление отношений с будущей администрацией Трампа, способных обеспечить Украину поддержкой того же масштаба, что и в период президентства Барака Обамы. Украинские чиновники искренне верят, что историческая позиция Республиканской партии, неизменно поддерживавшей их страну, сохранится и при Трампе.

Но у них вызывает беспокойство мысль о месте Украины во все еще пока несформированной внешней политике избранного президента. Если Украине удастся установить прочные связи с администрацией Трампа, ей придется сквозь пальцы смотреть на хвалебные слова избранного президента в адрес российского лидера Владимира Путина и на его заблуждения относительно мотивов действий россиян на украинской земле.

Киеву потребуются серьезнейшие дипломатические и политические усилия для того, чтобы заручиться поддержкой США, особенно со стороны республиканцев, уже скорректировавших свое поведение в соответствии с неоизоляционистской платформой Трампа. Учитывая, что решение о продлении действия американских санкций в отношении России еще на год будет рассматриваться в марте 2017 г., у Киева совсем немного времени на попытку убедить Трампа в необходимости пересмотра тех положений его внешней политики, которые он озвучивал во время предвыборной кампании, и добиться, чтобы заявления избранного президента о восхищении Путиным в итоге не переросли в политику умиротворения РФ.

Трамп как козырь России

18 ноября Обама и несколько европейских лидеров обнародовали совместное заявление, подтверждающее готовность к сохранению режима санкций Запада в отношении России до полного выполнения россиянами обязательств, предусмотренных соглашениями «Минск-2», подписанными в феврале 2015 г. лидерами Франции, Германии, России и Украины. Данная декларация четко отражает заинтересованность Обамы в обеспечении Украины поддержкой еще до его ухода с поста президента. Однако значимость такой заинтересованности во многом лишь символична: украинцы все так же опасаются, что администрация Трампа откажется от режима санкций в марте — после истечения срока его действия.

Поскольку Обама ввел связанные с Украиной санкции президентским указом, у Трампа есть возможность отменить их — либо собственным указом, либо просто отказаться от идеи их продления. Многое в этом вопросе зависит от степени решимости новой администрации: если европейские государства почувствуют, что Вашингтон готов отступить, Евросоюз вполне может отменить собственный санкционный режим в отношении России еще в декабре, когда на повестке дня встанет вопрос о его продолжении.

На кону также вопрос и о финансовой поддержке Киева Вашингтоном. Как и в случае с американскими санкциями, срок действия резолюции Конгресса о временном финансировании бюджета (а она должна быть принята 9 декабря) истечет в марте: с этого момента контроль над федеральными расходами перейдет в руки администрации Трампа.

Бюджет на 2017 г. предусматривает выделение $952 млн. «для борьбы с российской агрессией», причем большая часть средств по данной статье предназначена для Украины — для реализации программ, направленных на «совершенствование демократии и системы эффективного государственного управления, усиление оборонного потенциала, а также продвижение идей европейской интеграции, диверсификации в экономике и торговле, и в энергетическом секторе».

Если администрация Трампа — в марте или позже — решит урезать это финансирование, украинское правительство лишится критически важного для него источника экономической поддержки. Киев также утратит существенный стимул для осуществления перемен внутри страны, поскольку иностранная помощь США и других стран с давних пор играет роль самого ценного «пряника» в вопросе проведения реформ в Украине.

Обама говорит о надежде на достижение мирного варианта разрешения украинского кризиса еще до окончания срока его президентских полномочий. Если это произойдет, поддержка Евросоюза будет иметь важнейшее значение. Украинские чиновники в ходе мирных переговоров все еще придерживаются следующего принципа: сначала Россия должна выполнить все обязательства, предусмотренные Минскими соглашениями, в том числе вывести с украинской территории тяжелые вооружения и иностранных бойцов, а также вернуть Киеву контроль над всей — без исключения — восточной границей Украины. И только после этого Украина будет готова к выполнению политической части обязательств по соглашению, в частности, предусматривающих проведение выборов на Донбассе.

Но у Москвы — по крайней мере на данный момент — нет особых стимулов для выполнения приоритетных, с точки зрения Киева, обязательств. Скорее всего, Кремль займет выжидающую позицию — с тем чтобы растянуть выполнение условий соглашения до запланированных на следующий год общенациональных выборов во Франции и Германии, поскольку по их итогам там к власти могут прийти правительства, более лояльно настроенные по отношению к РФ.

«Следующий год станет для Европы непростым. Сложно представить себе, что может произойти на Донбассе, если не будет Меркель. Очень многое зависит от позиции Германии», — заявил в ноябре один из высокопоставленных украинских чиновников. Вот почему возможность достижения нового решения по Восточной Украине еще до ухода Обамы выглядит чрезвычайно маловероятной.

Украина будет лоббировать идею предоставления летального вооружения, а также продолжения поставок нелетальной военной техники // foreignaffairs.com, Игорь КОНДЕНКО

Украинское лобби и внешняя политика США

Украинские чиновники скорее всего попытаются убедить коллег из Франции и Германии в необходимости дальнейшего участия в минском мирном процессе — вне зависимости от исхода выборов в этих странах. Особую важность для Украины обретет вопрос сохранения режима европейских санкций: как отметил один высокопоставленный украинский чиновник, они «остаются единственным стимулом, позволяющим усадить россиян за стол переговоров». Тем не менее возможности санкций все же ограничены: несмотря на то, что они способны убедить Кремль в необходимости переговоров, их явно недостаточно для обеспечения Киева или его западных партнеров возможностью диктовать условия мирного соглашения.

По некоторым данным, Порошенко запланировал поездку в Вашингтон на февраль — за несколько недель до даты продления режима американских санкций. В Киеве надеются, что бизнес-прошлое Трампа и Порошенко поможет им завязать теплые личные отношения — и это несмотря на то, что Трамп, как говорят, дал от ворот поворот Порошенко на сентябрьской Генассамблее ООН. Украинские чиновники умаляют значимость этого эпизода: как сказал мне один из сотрудников президентской администрации, отказ Трампа от встречи не обескуражил Порошенко и его команду, поскольку они «слишком сильно уверовали» в шансы на победу на выборах бывшего госсекретаря Хиллари Клинтон.

Если Порошенко напрямую не удастся повлиять на Трампа, этим может заняться Валерий Чалый, посол Украины в США и близкий союзник Порошенко, а также другие представители. Украинцы помнят о том, что Республиканская партия традиционно поддерживала суверенитет их страны, и киевские чиновники до сих пор говорят об этом. По мере усиления идей изоляционизма в рядах Республиканской партии Киев может начать работать не только с республиканцами в Конгрессе, но и с их коллегами-демократами.

Сенатский украинский кокус, а также украинский кокус в Палате представителей Конгресса — важные группы, объединяющие депутатов обеих партий, способные оказывать давление на Трампа ради сохранения режима санкций в отношении России и дальнейшего оказания Украине американской помощи.

Тем не менее полное отсутствие у Украины собственного лоббистского потенциала в Вашингтоне — PR-кампании и лоббистские проекты этой страны просто меркнут в сравнении с российскими программами — способно свести на нет все усилия по налаживанию связей с будущей администрацией.

Не всякий просящий обрящет

Помимо работы по обеспечению продления санкций и оказания финансовой помощи, Украина, скорее всего, будет лоббировать в США и идею предоставления летального вооружения, то, от чего постоянно воздерживалась администрация Обамы, а также продолжения поставок нелетальной военной техники (передаются в Украину с весны 2014 г.). Киев готовится к затяжному конфликту.

Действительно, складывается впечатление, что незначительная активность боевых действий на востоке страны в большей степени служит политическим интересам Киева, нежели Москвы. Аннексия Крыма и война на Донбассе способствовали консолидации украинской государственности и лишили Кремль одного из самых мощных политических инструментов: пророссийского региона, обеспечивающего Москву возможностью влияния на внутреннюю политику Украины. Вялотекущие стычки на востоке будут оставаться приемлемым для Киева явлением в условиях, когда поддерживаемые Россией силы не имеют возможности существенного расширения контролируемых ими территорий, что могло бы обеспечить Москву возможностью диктовать свои условия разрешения конфликта.

На протяжении последних двух с половиной лет администрация Порошенко лоббирует тему заключения двустороннего соглашения в сфере безопасности с Соединенными Штатами — наподобие договоров Вашингтона с Японией и Южной Кореей. Поскольку вопрос членства в НАТО на повестке дня не стоит, Порошенко также продвигает идею предоставления Украине статуса основного партнера, не входящего в состав НАТО, что могло бы способствовать более широкому сотрудничеству с Вашингтоном в оборонной сфере.

Но Порошенко следовало бы проявить мудрость и не просить у будущей администрации слишком многого, поскольку, по некоторым данным, он уже вызывает раздражение у сотрудников администрации Обамы, традиционно не склонных к заключению соглашений со стороной, еще в самом начале переговоров занимающей откровенно требовательную позицию.

Киевским чиновникам хочется сохранить межгосударственные отношения с Вашингтоном, сложившиеся в последние годы. После революции 2014 г. «лицом» отношений США и Украины стал вице-президент Джо Байден: он неоднократно посещал Киев и регулярно общается с Порошенко по телефону.

Избранный вице-президент Майк Пенс (он исповедует более жесткую линию в отношении России, чем Трамп) мог бы в будущем выступить в этой роли. В ходе октябрьских дебатов кандидатов в президенты Пенс раскритиковал Обаму и Хиллари Клинтон за «слабую и беспомощную» внешнюю политику. Он утверждал, что их усилия по сближению с Россией и «привели к вторжению в Украину».

Если Пенс и на новом посту будет придерживаться такой точки зрения, Украина сможет извлечь немало выгоды из постоянной связи с офисом вице-президента. Украинские чиновники надеются, что им удастся добиться создания некоей структуры вроде Комиссии Кучма—Гор, учрежденной в 1996 г. для решения всех вопросов в сфере внешней политики и экономики.

В конечном итоге все усилия Украины по обеспечению американской помощи и сохранению режима западных санкций — это лишь временное решение проблем. В стратегическом плане Киеву необходимо решить свои самые фундаментальные проблемы, связанные с коррупцией, кумовством и бесхозяйственностью правительства, от которых страна, как от чумы, страдает на протяжении 25 лет.

Учитывая изоляционистские настроения Трампа и его склонность к уменьшению численного состава правительства, не составляет труда спрогнозировать, что вопрос «усталости от Украины» (так дипломаты любят называть разочарование по поводу медленных темпов перемен в Киеве) вполне может стать более актуальным для следующей президентской администрации. Как сказал мне украинский антикоррупционер Сергей Лещенко, в последние месяцы все острее критикующий администрацию Порошенко, поддержка США важна, но «демонстрация процесса реформ в Украине — обязанность украинской исполнительной власти».


Загрузка...

Взгляд вдаль с края пропасти

Вы узнаете: какие пролитсилы пытаются создать «единого кандидата» «под...

Александр Квасьневский: «Польша неизменно будет...

Александр Квасьневский — президент Республики Польша в 1995—2005 гг., в настоящее...

Кредит МВФ повышает шансы на переизбрание президента...

Благодаря $4-миллиардному кредиту Порошенко не будет выглядеть в глазах избирателей...

Политики сбиваются в стаи

Президентская гонка идет своим чередом, проходя стадию, когда претендентам необходимо...

Охота потеряла всякий смысл

Вы узнаете: что заставило Тимошенко голосовать за «патриотические» решения ВР;...

Деконструктор

Выдвигая идеи сплочения вокруг армии по языковому и религиозному принципу, Петр...

Загрузка...

Петр Порошенко абсолютно прав

В недавнем послании ВР президент совершенно справедливо говорил о политических...

Учение Ленина овладело Мураевым

То, что между основателями партии «За життя» Вадимом Рабиновичем и Евгением...

Предвыборный митинг в Верховной Раде

От президента ожидали отчета о проделанной за год работе, но он отдал предпочтение...

Ежегодное послание Западу

Призыв к поддержке со стороны Порошенко адресован конкретно США и проатлантическим...

(лже) Успехи и (лже) Стратегии Порошенко

Фамилии Порошенко во втором туре президентских выборов не видят большинство...

Кому Киев — Ялта, а кому и Вакарчук — президент

Вы узнаете: почему Курт Волкер недоволен отношением Киева к рядовым жителям Донбасса;...

Комментарии 2
Войдите, чтобы оставить комментарий
михаил георгиев
10 Декабря 2016, михаил георгиев

При всем уважении к автору хотелось бы дополнительной аргументации по разделу "Не всякий просящий обрящет". Например,почему автор считает.что аннексия Крыма и война на Донбассе привела к "консолидации украинской государственности"? Не подмена ли это понятия "украинская власть"? Власть на тот момент действительно консолидировалась,т.к.ей (не народу) грозила опасность,использовала информационный и репрессивный ресурс и войну таки начала.Консолидировались ли при этом государственные институты? Не говоря уж о населении... И второе - как Кремль использовал "мощный политический инстумент" в виде "пророссийского региона" до майданных событий?И чего "лишился" теперь по мнению автора? При ближайшем рассмотрении выяснится,что запад попытался жестко пресечь первую же попытку использования этого "инструмента". В итоге,как представляется,Кремль ничего не потерял,Киев не приобрел,а головная боль обеспечена для всех. Как-то поверхностно,как буд-то между делом написано...

- 2 +
niky

... а ШО вы хотели..канешно между делом.. человек написал статью .. и наверняка пишет ужэ другую--если вам надо переводчик--то не туда обращаетесь--...

- 0 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка