Уроборос МВД

№51(935) 20 – 26 декабря 2019 г. 18 Декабря 2019 4.7

В интересах Авакова полиция Авакова разогнала национал-радикалов Авакова

За прошедшую неделю появилось множество комментариев со стороны официальных лиц, различных утечек и т. п., что позволяет получить более развернутую картину того, что происходило за закрытыми дверями переговорного зала саммита «нормандской четверки».

Главный вывод, сделанный неделю назад, только получил дополнительные подтверждения: по главному вопросу, о механизме реализации Минских соглашений, позиции сторон (России и Украины) не сблизились ни на йоту, остаются диаметрально противоположными, а без этого их выполнение невозможно в принципе.

Да, стороны в очередной раз договорились договариваться дальше и даже обозначили конкретный срок — четыре месяца, до следующего запланированного саммита на высшем уровне. Но прежде министры иностранных дел должны выйти на определенные решения. Представитель Украины в политической подгруппе ТКГ Алексей Резников сообщил, что к весне украинская сторона обязательно подготовит свои предложения по модернизации «Минска».

Издание «ЗН», ссылаясь на близкий к переговорному процессу украинский источник, признает, что шансы реализовать эти инициативы «стремятся к нулю», во-первых, из-за непоколебимой позиции Путина, во-вторых, из-за «пропутинской позиции Макрона». «Если нам не удастся переубедить Макрона, то шансов нет вообще», — оценил ситуацию собеседник еженедельника.

По его словам, у самих украинцев «потенциала» для этого не хватает, а «Меркель нынче уже не та, и на Путина, и на французов так, как раньше, она уже не давит». Макрон же на все украинские предложения ответил жестко: «читайте Минск».

От себя добавлю, что и при более благожелательной к Украине и жесткой к России позиции Франции и Германии шансы убедить российского лидера в плане корректировки Минских соглашений стремились бы к нулю.

Это показали все последние пять лет и тот очевидный факт, что продолжение действия европейских санкций (как раз после саммита они были в очередной раз продлены на полгода ввиду «отсутствия прогресса») для российского руководства куда меньшее зло, чем «сдача Донбасса» — с точки зрения как внутренней, так и внешней политики.

Владислав Сурков

Александр Бородай

Случайно ли, что сразу после Нормандского саммита в Москве состоялась встреча Владислава Суркова с российскими ветеранами войны в Донбассе. Мероприятие организовал первый премьер самопровозглашенной ДНР и глава «Союза добровольцев Донбасса» Александр Бородай. Несмотря на закрытый характер мероприятия, утечек о его ходе достаточно, и вряд ли они случайны.

«Всем присутствующим в очередной раз было сказано, что никто «сливать Донбасс» не собирается, а в случае обострения ситуации — потенциал добровольческого движения России готов быть задействован в максимально короткие сроки в необходимых для фронта объемах», — утверждает telegram-канал, который ведет военный корреспондент Семен Пегов.

Семен Пегов

В свою очередь Владислав Сурков отметил, что между командой нынешнего президента Украины Владимира Зеленского и командой его предшественника Петра Порошенко практически нет разницы. Так он прокомментировал итоги встречи «нормандской четверки».

Виды на миротворцев

Точно так же, как неоднократно отмечалось и подтверждалось заявлениями на официальном уровне, для Киева совершенно неприемлем вариант реинтеграции Донбасса с предоставлением ему прав реальной автономии (даже если эти и тождественные по смыслу термины не будут употребляться), возможности проведения самостоятельной политики в тех или иных сферах, прежде всего гуманитарной.

Вадим Пристайко, глава МИД Украины, заявил: «Наша команда пытается сделать все, что в рамках «Минска», а когда мы поймем, что в рамках «Минска» ни о чем новом говорить нельзя, что Россия упирается по каждому шагу, тогда мы будем обращаться к следующему шагу... это будет не мое решение, а президента... Будет, наверное, миротворческая миссия. И такая возможность у нас есть».

Вадим Пристайко

Представляется, что самый «решительный» шаг украинской делегации в Париже — отказ от разведения сил по всей линии противостояния — и обусловлен этими видами на миротворцев. И говоря об отсутствии принципиальной разницы между подходами Порошенко и Зеленского, российский спецпредставитель по Украине имел в виду нежелание выполнять Минские соглашения в их российской трактовке.

Но я бы все-таки отметил принципиальное, как мне представляется, различие — фактически саботируя выполнение «Минска», Порошенко и члены тогдашней властной команды постоянно подчеркивали приверженность Минским соглашениям и никогда не говорили прямо об их корректировке, хотя тема изменения очередности проведения выборов и перехода контроля над границей была поднята Киевом еще при Порошенко.

При Зеленском позиция Киева вышла за рамки этого табу — о необходимости модернизации «Минска» заявлено открыто, как и о переходе к плану «Б», о чем в очередной раз напомнил Пристайко, пусть даже обходясь без этого термина. Такой подход в целом соответствует стратегическому видению Зеленского, который не хочет вечной вялотекущей войны и готов заморозить конфликт, если его не удастся разрешить на условиях Киева.

Саммит в Париже предсказуемо показал, что Франция и Германия на данном этапе не готовы открыто признать смерть «Минска», поэтому в очередной раз договорились о «продолжении работы», которая фактически сводится не к трудному поиску компромисса, который мог бы удовлетворить стороны, а к дипломатическому маневрированию, смысл которого в том, чтобы именно противоположная сторона оказалась виновной в срыве «Минска» тогда, когда настанет время об этом заявить открыто.

В рамках такой стратегии по совету Ангелы Меркель (есть такая информация) Киев в ближайшие месяцы должен сделать шаги, которые продемонстрировали бы его добрую волю, стремление соблюдать Минские соглашения и способность выполнять взятые на себя обязательства.

В общем-то обычный подход при сложных переговорах: давайте двигаться по тем пунктам, где есть точки соприкосновения, те же, где пока позиции диаметрально противоположны, оставим на потом.

При этом всем понятно, что речь идет о шагах, которые по-настоящему значимы и вообще станут действующей правовой нормой только в случае полной реализации всего комплекса мер. Без логического завершения Минского процесса все предыдущие пункты политической части — не более чем декларация о намерениях.

Одомашненная работа

На итоговой пресс-конференции неделю назад Зеленский сказал, что никаких-де домашних заданий не дано: мол, просто встретимся (на следующем саммите через четыре месяца), обсудим, как идут дела. Но, повторюсь, «это, наверное, тот случай, когда сказанное нужно понимать с точностью до наоборот». И вот в пятницу, 13 декабря, Пристайко заявил: «Нам необходимо сделать определенную домашнюю работу, которую мы и так собирались сделать — согласовать легальные рамки всех наших договоренностей, и это четыре закона, о которых говорил президент. Это и вопрос амнистии, и вопрос проведения выборов, и вопрос особого статуса».

Добавлю, что к этому моменту решение о продлении действия закона об особом статусе было не только внесено в парламент, но и принято на внеочередном заседании Рады, причем обошлось как без всяких «эксцессов», так и без особого внимания СМИ. Это весьма показательный момент, подтверждающий вывод о достижении определенного внутриэлитного (всех ключевых политических сил) консенсуса относительно линии в мирном процессе.

Также внесен помеченный президентом как безотлагательный проект изменений в Конституцию, касающийся децентрализации. Относительно мирного процесса в нем есть одно принципиальное отличие от проекта, внесенного Порошенко четыре года назад: особый статус для отдельных районов Донбасса не обозначен, зато Верховная Рада наделяется правом простым большинством предоставлять особый статус любому региону. Иными словами, 300 голосов понадобятся только один раз — когда будут в целом голосоваться поправки к Конституции.

Другой важный момент — из Конституции убираются названия областей, входящих в Украину, а право административно-территориального устройства полностью переходит к Верховной Раде, где достаточно принятия обычного закона. Т. е. открывается возможность малой кровью выделить ОРДЛО в отдельный регион.

Это позволяет закамуфлировать болезненный и неприемлемый для известных политических сил вопрос об особом статусе и значительно облегчить его введение, если, паче чаяния, Минский процесс приведет к реальным результатам.

Но такая норма таит серьезный подводный камень для противоположной стороны — легко введенный особый статус можно будет столь же легко (226 голосами) отменить. А ведь прописанный в Минских соглашениях пункт о внесении изменений в Конституцию как раз и нужен для придания дополнительных гарантий сохранения его, когда комплекс мер будет полностью выполнен.

И нужно отметить, что по имеющейся информации, вопрос доверия жителей ОРДЛО к Украине занял особое место в переговорном процессе в Париже. В одном из выступлений после саммита Владимир Путин, объясняя неприемлемость для России предложенной Киевом корректировки, привел пример трагедии боснийской Сребреницы, где боевики устроили страшную резню.

В Париже за закрытыми дверями он также оперировал конкретными моментами из нынешней внутриполитической ситуации в Украине, которые вызывают опасения как относительно готовности власти обеспечить оговоренные права жителей ОРДЛО (в т. ч. по ходу избирательного процесса, в случае, если граница перейдет под контроль Украины до выборов), так и ее способности защитить их от праворадикалов, да и в целом контролировать последних.

Свобода на коротком поводке

Усмирение радикалов, избавление от наиболее одиозных моментов внутренней политики также стало одним из домашних заданий для Владимира Зеленского, причем самым деликатным и неафишируемым. А тут неожиданно решительные действия не заставили себя долго ждать. Речь идет о кампании по дискредитации всего патриотического сообщества, поводом для чего стало обвинение нескольких видных его представителей в убийстве журналиста Павла Шеремета.

При этом, выполняя пожелания партнеров, власть решает и свои сугубо внутренние задачи. Хорошо это видно по предложенным изменениям в Конституцию — формально полнота власти на местах переходит от назначаемых президентом глав администраций к местным советам и формируемым ими исполкомам, но над ними появляется фигура президентского префекта, наделенного правами останавливать любое решение местного органа власти и инициировать их роспуск.

Причем на время приостановки полномочий вместо совета работает специально назначенный уполномоченный. Т. е. вместо всех депутатов — один представитель президента. Такая вот децентрализация, которая как минимум позволяет президенту держать все местные органы власти на коротком поводке, а теоретически — ввести по всей стране прямое президентское правление, приостановив в каждом случае по своему абсолютно произвольному поводу работу всех местных представителей власти. К слову, такая норма будет распространяться и на районы с особым статусом, даже если противоположное будет вписано в закон о них — прямая норма Конституции всегда имеет приоритет над положениями «обычных» законов.

Очевиден и собственный интерес власти в усмирении радикалов. Но тут наблюдаем более тонкую и многогранную игру, естественно, связанную с Арсеном Аваковым, который переживает свой политический ренессанс. Всячески это подчеркивалось всю неделю: Арсен Борисович позиционировал себя чуть ли не в качестве правой руки президента, ведь скандал с «патриотами», по версии следствия убившими Шеремета, раскручивало МВД.

По мнению наблюдателей и имеющейся информации, запустив этот скандал, Аваков преследовал несколько целей: во-первых, полностью подмять под «Нацкорпус» всех «свободных радикалов», показав, что будет с «ослушниками». Во-вторых — показать президенту свою незаменимость. По циркулирующей информации, ОП заключил негласный договор с Аваковым, что тот в борьбе за премьерское кресло должен доказать свою значимость.

Впрочем, по внешним признакам, свою «значимость» министр внутренних дел продолжает демонстрировать в своей фирменной манере. Во вторник «Нацкорпус» организовал возле Рады подобие майдана, приуроченного к рассмотрению вопроса о купле-продаже земли сельхозназначения. Были привезены капитальные палатки, которые с помощью перфораторов начали устанавливать на проезжей части ул. Грушевского. Но в этот раз Нацполиция действовала оперативно и жестко, немедленно разогнав несанкционированное действо, что сопровождалось серьезными стычками с радикалами.

Сигнал послан всем, включая и партнеров по мирному процессу: если надо, усмирим радикалов быстро и решительно (причем ключевая фигура не президент, а Аваков).

Но есть в инциденте у Рады еще один контекст: чтобы стать премьером, Авакову нужно создать условия для устранения Алексея Гончарука. И болезненная земельная тема представляется для этого весьма удачным поводом (естественно, после того, как «мавр сделает свое дело»)

Рудольф Джулиани

К тому же в Офисе президента и так зреет решение о расставании с Гончаруком. На минувшей неделе в Киеве побывал Рудольф Джулиани. И хотя информация о его контактах с представителями действующей власти не появлялась в СМИ, есть данные, что они имели место быть (точно известно, что Джулиани встречался с близким Игорю Коломойскому нардепом Александром Дубинским).

И в окружении Зеленского крепнет мнение, что нужно быть лояльнее к известным пожеланиям американского президента, который ныне очевидным образом игнорирует Украину и Зеленского. А это в свою очередь требует удаления из власти всех птенцов Сороса, главным из которых является Гончарук.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

В МВД сообщили о причине существенного недостатка...

В рядах полиции ощутимо не хватает кадров, что вызвано небольшой заработной платой...

В МВД пригрозили тем, кто прорвется в санаторий в...

Заместитель министра внутренних дел Антон Геращенко предостерег от возможных попыток...

Пристайко заявил о работе над новой редакцией минских...

Министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко заявил о том, что Киев готовит новую...

Затерянный Минск

Дипломатическое маневрирование сторон вокруг ситуации в Донбассе сводится к тому, кто...

МВД: как получить международное водительское...

Национальное водительское удостоверение, на основании которого было выдано...

Турчинов угрожает России

Информационная истерика вокруг темы со сбитым в Иране украинским самолетом, казалось...

Ничто так не удивляет народ после выборов, как...

«Демократия предоставляет каждому свободу выбирать...» — отмечено Вильгельмом...

Без шанса на шанс

Новая избирательная система становится камнем преткновения как для партийных...

Тупик судьбоносной реформы

Новая система бюджетного распределения, фактически лишая стабильного финансирования...

Встревоженность, карантин, выборы

Верховная Рада — лидер антипатий: 73% негативных оценок

Неясная простота

Единственное «упрощение», которое поприветствовать никак нельзя, — это...

Сказал, но не ответил

Самый главный маркер компетенции правительства в экономической сфере — наличие...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка