В фарватере государственных интересов

№44(966) 18 –24 декабря 18 Декабря 2020

Качество и осмысленность управленческих решений и законотворческих инициатив в исполнении действующей властной команды способны удивлять, а порой и откровенно пугать.

С одной стороны, зачастую налицо дремучая некомпетентность и непрофессионализм, с другой — банальное выполнение «поручений» обобщенного контура внешнего управления.

Т. о. маятник принимаемых в Украине государственных решений качается в диапазоне от управленческой профнепригодности до безропотной реализации пожеланий «западных партнеров».

«2000» руководствовались и продолжают руководствоваться нерушимым принципом конструктивной оппозиционности СМИ к любой власти. По части критического анализа мы всегда достаточно много внимания уделяем ключевым вопросам, которые касаются важнейшего спектра государственного управления — социально-экономической политики.

И у действующей власти, при всех ее вопиющих недостатках, определенные позитивные инициативы есть. Они идут в фарватере национальных государственных интересов, направлены на преломление позорной доктрины внешнеполитического и внешнеэкономического «вассалитета» и заслуживают поддержки СМИ. Речь идет о законопроекте №3739 «О внесении изменений в ЗУ «О публичных закупках» по созданию предпосылок для устойчивого развития и модернизации отечественной промышленности», который авторы уже подготовили ко второму чтению.

С кем вы, мастера «патриотического слога»?

Ранее в «2000» («Бей евробюрократов, спасай украинское машиностроение», №25—28(950), 28.08—3.09.2020 г.) дан подробный анализ документа в редакции, которую Верховная Рада поддержала в первом чтении 21 июля. Против данного законопроекта единым фронтом выступили в Европейском Союзе и администрации президента США, при активной поддержке украинских грантовых организаций и финансируемых на гранты либеральных СМИ.

Однако вопреки сопротивлению 7 декабря парламентский комитет по вопросам экономической политики заявил о завершении подготовки проекта закона ко второму чтению и рекомендовал Раде принять его в целом. Об этом на своей странице в Facebook сообщил глава профильного парламентского комитета Дмитрий Наталуха, который выступает хедлайнером в продвижении этой инициативы.

«Далее слово за Верховной Радой и за каждым депутатом. Персонально. Всем нам очень сильно нравится рассказывать, какие мы патриоты, как сильно мы любим Украину и как нам всем «болить за державу». Локализация — это нечто иное, как квинтэссенция экономического патриотизма. Ее поддержка и станет настоящей ценой любых патриотических заявлений и лозунгов», — написал депутат.

Кроме коллег по фракции, Наталуха также поблагодарил за работу над документом представителей парламентской оппозиции. «Даже имея зачастую разные идеологические взгляды, мы, тем не менее, сошлись на том, что у нас общий взгляд на украинский интерес в экономике, и смогли вместе усовершенствовать финальный текст законопроекта, сделав его менее коррупционно рискованным, более взвешенным и структурно логичным», — подчеркнул глава экономического комитета Рады.

Он также перечислил главные изменения, которые претерпел законопроект №3739 в процессе подготовки ко второму чтению. В числе изменений г-н Наталуха привел следующие нововведения:

— добавлено словосочетание «требование местного компонента» к определению «локализация», тем самым терминология унифицирована с мировой практикой, где используется термин Local Content Requirement;

— зафиксирована формула расчета уровня локализации как части местного компонента: теперь не КМУ определяет этот уровень, а сам поставщик (это существенно снижает коррупционные риски законопроекта, на которые обращали внимание антикоррупционные органы);

— КМУ предоставлено право подавать на согласование с профильным комитетом ВРУ дополнительный перечень товаров, которые будут подпадать под требования локализации, и перечень конкретных закупок (речь идет именно о конкретных закупках, а не о товарах, что критически важно), которые, по мнению КМУ, следует освободить от требования локализации;

— установление единого уровня локализации для всех категорий товаров, который составит 10% с 2021 г. и будет ежегодно увеличиваться на 5%, пока эта цифра не достигнет 40%. 40% — максимальный уровень локализации, который наступает в 2027 г. и будет действовать до 2031 г.;

— к перечню товаров добавлена продукция космической и авиационной отраслей;

— перечень товаров, подпадающих под действие закона о локализации, теперь содержит только их названия, без CPV-кодов (это создает более широкую трактовку объекта закупки, что должно снизить риски обхода закона);

— законопроект отныне предусматривает возможность для международных финансовых организаций финансировать на территории Украины инвестиционные проекты в соответствии с требованиями закона (это, с одной стороны, не срывает уже существующие и действующие программы, а с другой — устанавливает понятные условия для новых программ).

Как видим, в редакции законопроекта ко второму чтению авторам пришлось пойти на некоторые уступки, чтобы снизить градус критики своей инициативы со стороны коллективного Запада и местных «грантоедов». В частности, обращает на себя внимание новая норма местного производства — всего 10%. Напомним, что в начальном варианте авторы документа предусматривали введение со старта более решительных и амбициозных требований по локализации.

В частности, по ряду товаров предлагалось установить степень локализации производства на уровне 35—40% с дальнейшим повышением с 2024 г. до отметки 55—60%. Очевидно, эта уступка стала результатом давления на инициаторов законопроекта. Однако даже в компромиссном, несколько усеченном варианте данный протекционистский документ является важным шагом к выстраиванию полноценной суверенной экономической политики.

Впрочем, даже компромиссы, на которые пошли авторы проекта закона, не гарантируют его беспрепятственное принятие во втором чтении. Проводя параллели с результатами голосования за законопроект в первом чтении, следует отметить, что в сессионном зале действительно наблюдался некий эффект «широкой коалиции». Кнопки «за» (в тех или иных количественных пропорциях) нажали представители практически всех фракций и депутатских групп. Пять голосов «за» в общую копилку дала даже «Европейская солидарность». А вот «против» в полном составе выступила только фракция «Голос», которую злые языки почему-то называют «голосом Америки».

Не сумев помешать принятию законопроекта №3739 в первом чтении, депутаты от «Голоса» решили пойти другим путем, подав ко второму чтению более двух тысяч поправок и парочку собственных, альтернативных проектов. К слову, гора поправок — существенное препятствие для скорейшего внесения законопроекта в сессионный зал для голосования документа во втором чтении.

Недовольное ворчание

Тем не менее голосование покажет, «кто есть ху». Наверняка над сессионным залом будет довлеть тень недовольства законопроектом со стороны ЕС и США, о котором наши «новые старшие братья» дали понять вполне недвусмысленно.

Так, позицию западных партнеров изложил посол ЕС Матти Маасикас в направленном на имя премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля и спикера парламента Дмитрия Разумкова официальном письме. Посол выразил «серьезную обеспокоенность» инициативами украинской стороны в отношении внедрения механизмов локализации, усмотрев в этой инициативе несовместимость с обязательствами Украины в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС и Соглашения со Всемирной торговой организацией (ВТО). Посол указал, что внедренные реформы в законодательстве о публичных госзакупках сделали Украину примером в регионе.

«Введение дискриминационных мер, как это предусмотрено проектом постановления по проекту Закона №3739, поставит под сомнение эти достижения как в свете отношений с ЕС, так и в контексте Соглашения ВТО о государственных закупках. В отношении к Соглашению ВТО о государственных закупках это нарушит ее принципы, а, соответственно, также создаст риск для доступа Украины к рынку государственных закупок. К тому же будет нанесен серьезный ущерб репутации страны, выстроенной с другими сторонами Соглашения ВТО», — сказано в письме.

Кроме того, посол ЕС пригрозил Украине потерей поддержки Запада.

«Насколько мы понимаем, законопроект требует, чтобы Кабинет Министров обеспечил введение такого же уровня степени локализации в будущих закупках, связанных с проектами, финансируемыми международными финансовыми учреждениями, такими как Европейский инвестиционный банк. В этом отношении мы хотели бы подчеркнуть, что эти требования могут оказать серьезное негативное влияние на будущую деятельность таких институтов в Украине и соответствующую поддержку ЕС», — подчеркнул Маасикас.

Не запоздала и реакция США. Помощник торгового представителя США по вопросам Европы и Ближнего Востока Даниэль Маллэни направил официальное письмо на имя спикера Рады, премьер-министра, а также, что весьма интересно и несвойственно для такого типа корреспонденции, — на имя автора законопроекта Дмитрия Наталухи.

В письме г-н Маллэни указал, что, обосновывая необходимость защиты внутреннего производителя, авторы документа якобы недостоверно сослались на американское протекционистское законодательство в виде Buy American Act (1933 г.) и American Recovery and Reinvestment Act (2009 г.). Автор письма отмечает, что это не касается правил ВТО, а на американском рынке в равной степени конкурируют товары, произведенные во всех странах — членах ВТО, в т. ч. и в Украине.

«США гарантируют украинским компаниям, украинским товарам и услугам равный с американскими доступ к государственным закупкам в сферах, подпадающих под соглашение ВТО по госзакупкам», — указано в письме.

Маллэни также подчеркивает, что законопроект о локализации нарушает обязательства Украины не только в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС, но и ВТО: «Мы понимаем необходимость преодолевать экономические последствия пандемии. Но делать это необходимо, не забывая о принципах либерализации рынка, которые принесли процветание и прогресс обеим нашим странам».

Конечно, тезис о равных условиях товаров из всех стран — членов ВТО, мягко выражаясь, можно назвать калиброванным иезуитством, учитывая хотя бы тот очевидный факт, как Штаты регулируют доступ на свой рынок с помощью санкционных и иных ограничений.

Между тем такие письма и прочие формы «выражения обеспокоенности» оказывают колоссальное влияние на умы отечественного истеблишмента. Следует ожидать, что перед вынесением законопроекта №3739 в сессионный зал «западные партнеры» проведут традиционную «разъяснительную» работу, используя угрожающие «оговорки» и прямые предупреждения.

В отечественном информационном пространстве наверняка развернется очередная волна критических колонок и выступлений представителей грантового сообщества Украины. Авторы с саркастическим надрывом, смачными эпитетами и крутыми речевыми оборотами станут доказывать, что законопроект №3739 — это «совковый протекционизм», «рассадник коррупции» и просто вселенское зло.

На деле логическая несостоятельность и практическая ничтожность аргументов неолиберальных критиканов может поразить даже самое смелое воображение. Например, многие прозападные «грантоеды» в своих обличительных публикациях, обосновывая вредность и бесперспективность поддержки машиностроения, поголовно используют результаты исследования Киевской школы экономики. Специалисты из этого ареопага либеральной мудрости подсчитали, что меры по поддержке машиностроения с помощью преференций по локализации приведут к негативному влиянию на ВВП Украины в пределах минус 4,66%.

Впрочем, эту цифру эксперты рассчитали при условии полного запрета импорта в определенных сегментах машиностроительной отрасли. Если учесть тот факт, что почетным президентом Киевской школы экономики является экс-министр экономики Тимофей Милованов, который в шутку приписывает себе симптомы определенной степени умственной отсталости, то подобные «исследования» вовсе не кажутся чем-то шокирующим.

Лобби машиностроителей подает голос

Впрочем, за то время, что законопроект прошел от стадии подготовки до второго чтения, у документа также появился заметный фанклуб, голос которого немного разбавил в информационном пространстве монополию истеричных заявлений отечественных представителей грантовых организаций.

Десятки отечественных машиностроительных предприятий с их коллективами публично выступили в поддержку документа о внедрении в систему госзакупок требования об отечественной локализации в производстве. В рамках инициативы была создана информационная платформа #поддержи 3739. На ресурсе можно ознакомиться с примерами мировой практики защиты внутреннего рынка и производителей протекционистским инструментом локализации.

В наиболее интересном разделе портала собрана аналитическая информация о количестве предприятий, их производственных мощностях (наличных и фактически задействованных), а также прочие статистические данные и предметные кейсы, описывающие рамку возможностей общего экономического потенциала машиностроительной отрасли, который может раскрыть реализация протекционистской программы по локализации.

Весьма информативно представлены четыре профильных направления по производству продукции:

— общественного (городского) транспорта;

— коммунальной и специализированной дорожной техники;

— железнодорожного транспорта;

— энергетического и электротехнического машиностроения.

Так, в сегменте производства общественного (городского) транспорта эксперты приводят весьма показательный кейс по Киеву. Этот пример наглядно демонстрирует, кто в действительности является бенефициаром многомиллионных и даже многомиллиардных программ по закупке коммунального транспорта (на примере функционирования программы «Городской общественный транспорт в Украине»).

«Часть закупок происходит также за счет кредитов Европейского банка реконструкции и развития. Учитывая, что стоимость денег у ЕИБ и ЕБРР намного ниже, чем у украинских коммерческих банков (25—30%), эти программы стали чуть ли не единственным источником финансирования покупки нового транспорта. Так, 108 из 196 закупленных в 2019 году троллейбусов города приобрели за деньги ЕБРР. Остальные — это лизинг производителей или европейских городов, которые продают б/у технику в Украину, а также закупка и глубокая модернизация за собственные средства», — приводится вполне конкретный пример в поддержку локализации.

Под знамена поддержки законопроекта подтянулось и экспертное сообщество. В частности, экономический центр CMD Ukraine совместно с Федерацией работодателей Украины, Государственным научно-исследовательским институтом информатизации и моделирования экономики предоставили аналитические расчеты по воздействию законопроекта №3739 на отечественную экономику.

Касательно базовых показателей, убеждены эксперты, принятие документа способно обеспечить:

1) + 3,9% к росту ВВП;

2) + 8,17 % прироста налоговых поступлений в бюджет;

3) + 62,5 тыс. новых рабочих мест;

4) + 10,7 % прироста продукции обрабатывающей промышленности.

Безусловно, читать аналитические заметки с различными цифрами, данными и разбором практических кейсов не совсем весело. Однако глядя на профанов из прошлого правительства, которые сейчас находятся на передовой борьбы с законопроектом о локализации, возникает понимание, что по крайней мере ознакомиться с данной темой стоит предметно.

Начинать нужно с «базиса»

Хотя «грантоеды» и официальные лица коллективного Запада касательно законопроекта №3739 разогревают градус информационного фатализма, данный закон — лишь незначительный шаг вперед. Это весьма скромное начало пути по выстраиванию реальной суверенной экономической политики Украины. И этому маленькому шажочку отчаянно пытаются помешать.

В публичном пространстве уже который месяц полыхают жаркие дискуссии либералов на тему «недовольства Запада», «нарушения Украиной своих обязательств», «опасности попасть под критику США», «потерять двухпартийную поддержку американского истеблишмента», «свернуть с цивилизационного пути в Европу», «откатить реформы» и т. д.

Некоторые деятели упорно не хотят признавать, что Украина должна самостоятельно принимать решения по тем или иным базовым вопросам в экономической политике. Например, в таких вопросах, как защита внутреннего рынка, поддержка отечественного производства, запуск государственных программ секторального стимулирования промышленности или избрание неподвластной «методичкам» МВФ монетарной политики.

Только кропотливое и пошаговое воссоздание экономического базиса позволит выстроить прочную систему политической надстройки, которая обеспечит Украине реальную субъектность. Этого невозможно добиться без устойчивой экономической системы, которая основана на развитой модели разделения труда с многоукладным индустриальным сектором. На выращивании кукурузы и продаже шрота подсолнечника невозможно построить экономическую суверенность.

Предлагая Украине строить «аграрную сверхдержаву», обобщенный Запад предельно понятно дает понять, что он «поможет» построить в пределах нынешней Украины только экономическую модель восточноевропейского кукурузного поля. И если мы хотим избежать столь незавидной участи, необходимо направлять все усилия и ресурсы на слом той примитивной установки, которую нам навязывают наши «великі друзі» на Западе.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Меньше — лучше не для всех

Если роспуск Верховной Рады и может как-то пригодиться Офису президента, то только в...

Срочно позовите взрослых!

Управленческое бессилие «новых лиц» Зеленского после полутора лет правления...

О проблемах и особенностях украинской оппозиции

Если руководству США и Евросоюза разделение Украины покажется целесообразным, они не...

Может ли быть по-другому?

Если благими намерениями может быть вымощена дорога в ад, то справедливо и обратное

Цена союзов

Только успешные договоренности с местными элитами, представляющими иные партии, могут...

Быстрый шах Гройсману

Ситуация в высших эшелонах власти все больше напоминает хоть и смешной, но скверный...

Второй тур: вторая порция

В крупных городах первую роль играют местные элиты. А они не только неподконтрольны...

30 лет экономического реформирования

Чем дальше горизонты планируемых стратегических «достижений», тем фантастичнее...

Второй тур: умение договориться

Поражение кандидатов от «Слуги» на мэрских выборах может обеспечить вхождение...

В Украине хотят оставить одну партию

Отдельные народные депутаты ради спасения одной партии готовы убрать с политической...

Первая жертва свидетелей провала

Зеленскому остается лишь массово увольнять «нерадивых бояр» Законопроект...

Маятник качнулся

боры в местные органы власти у нас в стране обозначили ряд характерных тенденций....

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка