Качество и осмысленность управленческих решений и законотворческих инициатив в исполнении действующей властной команды способны удивлять, а порой и откровенно пугать.
С одной стороны, зачастую налицо дремучая некомпетентность и непрофессионализм, с другой — банальное выполнение «поручений» обобщенного контура внешнего управления.
Т. о. маятник принимаемых в Украине государственных решений качается в диапазоне от управленческой профнепригодности до безропотной реализации пожеланий «западных партнеров».
«2000» руководствовались и продолжают руководствоваться нерушимым принципом конструктивной оппозиционности СМИ к любой власти. По части критического анализа мы всегда достаточно много внимания уделяем ключевым вопросам, которые касаются важнейшего спектра государственного управления — социально-экономической политики.
И у действующей власти, при всех ее вопиющих недостатках, определенные позитивные инициативы есть. Они идут в фарватере национальных государственных интересов, направлены на преломление позорной доктрины внешнеполитического и внешнеэкономического «вассалитета» и заслуживают поддержки СМИ. Речь идет о законопроекте №3739 «О внесении изменений в ЗУ «О публичных закупках» по созданию предпосылок для устойчивого развития и модернизации отечественной промышленности», который авторы уже подготовили ко второму чтению.
Ранее в «2000» («Бей евробюрократов, спасай украинское машиностроение», №25—28(950), 28.08—3.09.2020 г.) дан подробный анализ документа в редакции, которую Верховная Рада поддержала в первом чтении 21 июля. Против данного законопроекта единым фронтом выступили в Европейском Союзе и администрации президента США, при активной поддержке украинских грантовых организаций и финансируемых на гранты либеральных СМИ.
Однако вопреки сопротивлению 7 декабря парламентский комитет по вопросам экономической политики заявил о завершении подготовки проекта закона ко второму чтению и рекомендовал Раде принять его в целом. Об этом на своей странице в Facebook сообщил глава профильного парламентского комитета Дмитрий Наталуха, который выступает хедлайнером в продвижении этой инициативы.
«Далее слово за Верховной Радой и за каждым депутатом. Персонально. Всем нам очень сильно нравится рассказывать, какие мы патриоты, как сильно мы любим Украину и как нам всем «болить за державу». Локализация — это нечто иное, как квинтэссенция экономического патриотизма. Ее поддержка и станет настоящей ценой любых патриотических заявлений и лозунгов», — написал депутат.
Кроме коллег по фракции, Наталуха также поблагодарил за работу над документом представителей парламентской оппозиции. «Даже имея зачастую разные идеологические взгляды, мы, тем не менее, сошлись на том, что у нас общий взгляд на украинский интерес в экономике, и смогли вместе усовершенствовать финальный текст законопроекта, сделав его менее коррупционно рискованным, более взвешенным и структурно логичным», — подчеркнул глава экономического комитета Рады.
Он также перечислил главные изменения, которые претерпел законопроект №3739 в процессе подготовки ко второму чтению. В числе изменений г-н Наталуха привел следующие нововведения:
— добавлено словосочетание «требование местного компонента» к определению «локализация», тем самым терминология унифицирована с мировой практикой, где используется термин Local Content Requirement;
— зафиксирована формула расчета уровня локализации как части местного компонента: теперь не КМУ определяет этот уровень, а сам поставщик (это существенно снижает коррупционные риски законопроекта, на которые обращали внимание антикоррупционные органы);
— КМУ предоставлено право подавать на согласование с профильным комитетом ВРУ дополнительный перечень товаров, которые будут подпадать под требования локализации, и перечень конкретных закупок (речь идет именно о конкретных закупках, а не о товарах, что критически важно), которые, по мнению КМУ, следует освободить от требования локализации;
— установление единого уровня локализации для всех категорий товаров, который составит 10% с 2021 г. и будет ежегодно увеличиваться на 5%, пока эта цифра не достигнет 40%. 40% — максимальный уровень локализации, который наступает в 2027 г. и будет действовать до 2031 г.;
— к перечню товаров добавлена продукция космической и авиационной отраслей;
— перечень товаров, подпадающих под действие закона о локализации, теперь содержит только их названия, без CPV-кодов (это создает более широкую трактовку объекта закупки, что должно снизить риски обхода закона);
— законопроект отныне предусматривает возможность для международных финансовых организаций финансировать на территории Украины инвестиционные проекты в соответствии с требованиями закона (это, с одной стороны, не срывает уже существующие и действующие программы, а с другой — устанавливает понятные условия для новых программ).
Как видим, в редакции законопроекта ко второму чтению авторам пришлось пойти на некоторые уступки, чтобы снизить градус критики своей инициативы со стороны коллективного Запада и местных «грантоедов». В частности, обращает на себя внимание новая норма местного производства — всего 10%. Напомним, что в начальном варианте авторы документа предусматривали введение со старта более решительных и амбициозных требований по локализации.
В частности, по ряду товаров предлагалось установить степень локализации производства на уровне 35—40% с дальнейшим повышением с 2024 г. до отметки 55—60%. Очевидно, эта уступка стала результатом давления на инициаторов законопроекта. Однако даже в компромиссном, несколько усеченном варианте данный протекционистский документ является важным шагом к выстраиванию полноценной суверенной экономической политики.
Впрочем, даже компромиссы, на которые пошли авторы проекта закона, не гарантируют его беспрепятственное принятие во втором чтении. Проводя параллели с результатами голосования за законопроект в первом чтении, следует отметить, что в сессионном зале действительно наблюдался некий эффект «широкой коалиции». Кнопки «за» (в тех или иных количественных пропорциях) нажали представители практически всех фракций и депутатских групп. Пять голосов «за» в общую копилку дала даже «Европейская солидарность». А вот «против» в полном составе выступила только фракция «Голос», которую злые языки почему-то называют «голосом Америки».
Не сумев помешать принятию законопроекта №3739 в первом чтении, депутаты от «Голоса» решили пойти другим путем, подав ко второму чтению более двух тысяч поправок и парочку собственных, альтернативных проектов. К слову, гора поправок — существенное препятствие для скорейшего внесения законопроекта в сессионный зал для голосования документа во втором чтении.
Тем не менее голосование покажет, «кто есть ху». Наверняка над сессионным залом будет довлеть тень недовольства законопроектом со стороны ЕС и США, о котором наши «новые старшие братья» дали понять вполне недвусмысленно.
Так, позицию западных партнеров изложил посол ЕС Матти Маасикас в направленном на имя премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля и спикера парламента Дмитрия Разумкова официальном письме. Посол выразил «серьезную обеспокоенность» инициативами украинской стороны в отношении внедрения механизмов локализации, усмотрев в этой инициативе несовместимость с обязательствами Украины в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС и Соглашения со Всемирной торговой организацией (ВТО). Посол указал, что внедренные реформы в законодательстве о публичных госзакупках сделали Украину примером в регионе.
«Введение дискриминационных мер, как это предусмотрено проектом постановления по проекту Закона №3739, поставит под сомнение эти достижения как в свете отношений с ЕС, так и в контексте Соглашения ВТО о государственных закупках. В отношении к Соглашению ВТО о государственных закупках это нарушит ее принципы, а, соответственно, также создаст риск для доступа Украины к рынку государственных закупок. К тому же будет нанесен серьезный ущерб репутации страны, выстроенной с другими сторонами Соглашения ВТО», — сказано в письме.
Кроме того, посол ЕС пригрозил Украине потерей поддержки Запада.
«Насколько мы понимаем, законопроект требует, чтобы Кабинет Министров обеспечил введение такого же уровня степени локализации в будущих закупках, связанных с проектами, финансируемыми международными финансовыми учреждениями, такими как Европейский инвестиционный банк. В этом отношении мы хотели бы подчеркнуть, что эти требования могут оказать серьезное негативное влияние на будущую деятельность таких институтов в Украине и соответствующую поддержку ЕС», — подчеркнул Маасикас.
Не запоздала и реакция США. Помощник торгового представителя США по вопросам Европы и Ближнего Востока Даниэль Маллэни направил официальное письмо на имя спикера Рады, премьер-министра, а также, что весьма интересно и несвойственно для такого типа корреспонденции, — на имя автора законопроекта Дмитрия Наталухи.
В письме г-н Маллэни указал, что, обосновывая необходимость защиты внутреннего производителя, авторы документа якобы недостоверно сослались на американское протекционистское законодательство в виде Buy American Act (1933 г.) и American Recovery and Reinvestment Act (2009 г.). Автор письма отмечает, что это не касается правил ВТО, а на американском рынке в равной степени конкурируют товары, произведенные во всех странах — членах ВТО, в т. ч. и в Украине.
«США гарантируют украинским компаниям, украинским товарам и услугам равный с американскими доступ к государственным закупкам в сферах, подпадающих под соглашение ВТО по госзакупкам», — указано в письме.
Маллэни также подчеркивает, что законопроект о локализации нарушает обязательства Украины не только в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС, но и ВТО: «Мы понимаем необходимость преодолевать экономические последствия пандемии. Но делать это необходимо, не забывая о принципах либерализации рынка, которые принесли процветание и прогресс обеим нашим странам».
Конечно, тезис о равных условиях товаров из всех стран — членов ВТО, мягко выражаясь, можно назвать калиброванным иезуитством, учитывая хотя бы тот очевидный факт, как Штаты регулируют доступ на свой рынок с помощью санкционных и иных ограничений.
Между тем такие письма и прочие формы «выражения обеспокоенности» оказывают колоссальное влияние на умы отечественного истеблишмента. Следует ожидать, что перед вынесением законопроекта №3739 в сессионный зал «западные партнеры» проведут традиционную «разъяснительную» работу, используя угрожающие «оговорки» и прямые предупреждения.
В отечественном информационном пространстве наверняка развернется очередная волна критических колонок и выступлений представителей грантового сообщества Украины. Авторы с саркастическим надрывом, смачными эпитетами и крутыми речевыми оборотами станут доказывать, что законопроект №3739 — это «совковый протекционизм», «рассадник коррупции» и просто вселенское зло.
На деле логическая несостоятельность и практическая ничтожность аргументов неолиберальных критиканов может поразить даже самое смелое воображение. Например, многие прозападные «грантоеды» в своих обличительных публикациях, обосновывая вредность и бесперспективность поддержки машиностроения, поголовно используют результаты исследования Киевской школы экономики. Специалисты из этого ареопага либеральной мудрости подсчитали, что меры по поддержке машиностроения с помощью преференций по локализации приведут к негативному влиянию на ВВП Украины в пределах минус 4,66%.
Впрочем, эту цифру эксперты рассчитали при условии полного запрета импорта в определенных сегментах машиностроительной отрасли. Если учесть тот факт, что почетным президентом Киевской школы экономики является экс-министр экономики Тимофей Милованов, который в шутку приписывает себе симптомы определенной степени умственной отсталости, то подобные «исследования» вовсе не кажутся чем-то шокирующим.
Впрочем, за то время, что законопроект прошел от стадии подготовки до второго чтения, у документа также появился заметный фанклуб, голос которого немного разбавил в информационном пространстве монополию истеричных заявлений отечественных представителей грантовых организаций.
Десятки отечественных машиностроительных предприятий с их коллективами публично выступили в поддержку документа о внедрении в систему госзакупок требования об отечественной локализации в производстве. В рамках инициативы была создана информационная платформа #поддержи 3739. На ресурсе можно ознакомиться с примерами мировой практики защиты внутреннего рынка и производителей протекционистским инструментом локализации.
В наиболее интересном разделе портала собрана аналитическая информация о количестве предприятий, их производственных мощностях (наличных и фактически задействованных), а также прочие статистические данные и предметные кейсы, описывающие рамку возможностей общего экономического потенциала машиностроительной отрасли, который может раскрыть реализация протекционистской программы по локализации.
Весьма информативно представлены четыре профильных направления по производству продукции:
— общественного (городского) транспорта;
— коммунальной и специализированной дорожной техники;
— железнодорожного транспорта;
— энергетического и электротехнического машиностроения.
Так, в сегменте производства общественного (городского) транспорта эксперты приводят весьма показательный кейс по Киеву. Этот пример наглядно демонстрирует, кто в действительности является бенефициаром многомиллионных и даже многомиллиардных программ по закупке коммунального транспорта (на примере функционирования программы «Городской общественный транспорт в Украине»).
«Часть закупок происходит также за счет кредитов Европейского банка реконструкции и развития. Учитывая, что стоимость денег у ЕИБ и ЕБРР намного ниже, чем у украинских коммерческих банков (25—30%), эти программы стали чуть ли не единственным источником финансирования покупки нового транспорта. Так, 108 из 196 закупленных в 2019 году троллейбусов города приобрели за деньги ЕБРР. Остальные — это лизинг производителей или европейских городов, которые продают б/у технику в Украину, а также закупка и глубокая модернизация за собственные средства», — приводится вполне конкретный пример в поддержку локализации.
Под знамена поддержки законопроекта подтянулось и экспертное сообщество. В частности, экономический центр CMD Ukraine совместно с Федерацией работодателей Украины, Государственным научно-исследовательским институтом информатизации и моделирования экономики предоставили аналитические расчеты по воздействию законопроекта №3739 на отечественную экономику.
Касательно базовых показателей, убеждены эксперты, принятие документа способно обеспечить:
1) + 3,9% к росту ВВП;
2) + 8,17 % прироста налоговых поступлений в бюджет;
3) + 62,5 тыс. новых рабочих мест;
4) + 10,7 % прироста продукции обрабатывающей промышленности.
Безусловно, читать аналитические заметки с различными цифрами, данными и разбором практических кейсов не совсем весело. Однако глядя на профанов из прошлого правительства, которые сейчас находятся на передовой борьбы с законопроектом о локализации, возникает понимание, что по крайней мере ознакомиться с данной темой стоит предметно.
Хотя «грантоеды» и официальные лица коллективного Запада касательно законопроекта №3739 разогревают градус информационного фатализма, данный закон — лишь незначительный шаг вперед. Это весьма скромное начало пути по выстраиванию реальной суверенной экономической политики Украины. И этому маленькому шажочку отчаянно пытаются помешать.
В публичном пространстве уже который месяц полыхают жаркие дискуссии либералов на тему «недовольства Запада», «нарушения Украиной своих обязательств», «опасности попасть под критику США», «потерять двухпартийную поддержку американского истеблишмента», «свернуть с цивилизационного пути в Европу», «откатить реформы» и т. д.
Некоторые деятели упорно не хотят признавать, что Украина должна самостоятельно принимать решения по тем или иным базовым вопросам в экономической политике. Например, в таких вопросах, как защита внутреннего рынка, поддержка отечественного производства, запуск государственных программ секторального стимулирования промышленности или избрание неподвластной «методичкам» МВФ монетарной политики.
Только кропотливое и пошаговое воссоздание экономического базиса позволит выстроить прочную систему политической надстройки, которая обеспечит Украине реальную субъектность. Этого невозможно добиться без устойчивой экономической системы, которая основана на развитой модели разделения труда с многоукладным индустриальным сектором. На выращивании кукурузы и продаже шрота подсолнечника невозможно построить экономическую суверенность.
Предлагая Украине строить «аграрную сверхдержаву», обобщенный Запад предельно понятно дает понять, что он «поможет» построить в пределах нынешней Украины только экономическую модель восточноевропейского кукурузного поля. И если мы хотим избежать столь незавидной участи, необходимо направлять все усилия и ресурсы на слом той примитивной установки, которую нам навязывают наши «великі друзі» на Западе.
Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
В новом парламенте править бал будут депутаты от ОПЗЖ, «Слуги народа»,...
Если роспуск Верховной Рады и может как-то пригодиться Офису президента, то только в...
Управленческое бессилие «новых лиц» Зеленского после полутора лет правления...
Если руководству США и Евросоюза разделение Украины покажется целесообразным, они не...
Если благими намерениями может быть вымощена дорога в ад, то справедливо и обратное
Только успешные договоренности с местными элитами, представляющими иные партии, могут...
Ситуация в высших эшелонах власти все больше напоминает хоть и смешной, но скверный...
В крупных городах первую роль играют местные элиты. А они не только неподконтрольны...
Чем дальше горизонты планируемых стратегических «достижений», тем фантастичнее...
Поражение кандидатов от «Слуги» на мэрских выборах может обеспечить вхождение...
Отдельные народные депутаты ради спасения одной партии готовы убрать с политической...
Зеленскому остается лишь массово увольнять «нерадивых бояр» Законопроект...
Комментарии 0