Зондаж в пользу «партии войны»

№51–52(801) 23 — 31 декабря 2016 г. 23 Декабря 2016 3.8

Национализация «ПриватБанка» может вытеснить конфликт на Донбассе из центра интересов украинского общества. И это теоретически дает дополнительный шанс на урегулирование ситуации в соответствии с Минскими соглашениями.

Однако нельзя исключать и другой вариант: проблема «ПриватБанка» для многих станет поводом поддержать радикалов всех мастей, которые не приемлют какое бы то ни было урегулирование. Ведь власть раздражает слишком многих, и при этом бытует мнение, что сбросить ее некому, кроме добровольческих батальонов. А посему, мол, необходимо всячески поддержать эти формирования — по крайней мере морально.

В такой концепции добробатам отводится лишь роль орудия свержения старой власти — но не ядра власти новой. Дескать, потом кто-нибудь умный и справедливый спокойно отодвинет их от властных рычагов.

Подобное в отечественной истории уже было. Осенью 1917-го многие образованные люди полагали: лучше уж большевики, чем безвольный позер Керенский — ведь те все равно не смогут удержаться у власти. Кончилось все печально.

О радикальном сокращении разрешенных товаров

Как бы то ни было, до конца года какие-либо шаги по политическому урегулированию на Донбассе представляются маловероятными. Главный вопрос — состоится ли большой обмен пленными. Здесь следует обратить внимание на слова вице-спикера и представителя Украины в гуманитарной подгруппе Ирины Геращенко о том, что Киев намерен передать самопровозглашенным республикам 15 человек, чтобы разблокировать процесс обмена.

Поскольку Геращенко не сообщила, сколько украинских пленников планируется получить взамен, это решение можно расценивать как жест доброй воли. По ее словам, все 15 человек «будут помилованы президентом». Т. е. Киев готов делать шаги, которых ранее избегал. Ведь до сих пор пленные сепаратисты оставались подозреваемыми, которым просто изменяли меру пресечения.

Если такая задумка и является результатом разговора Савченко с Захарченко и Плотницким в Минске 7 декабря, то лишь потому, что она реально выполняла поручение главы государства — Порошенко как бы от этого не отмежевывался. Т. о. моя версия о переговорах Савченко как об отвлекающем маневре получает подтверждение.

Впрочем, на момент подготовки номера анонсированное Геращенко помилование так и не состоялось, хотя 18 декабря в «ДНР» освободили «киборга» Тараса Колодия.

А 16 декабря Александр Турчинов в интервью «ЛІГА.net» озвучил два важных тезиса.

Во-первых, секретарь СНБО высказался против предоставления Донбассу особого статуса как такового. По его мнению, ВР «никогда не выведет чей-либо статус за рамки общей децентрализации Украины». «Когда план деоккупации будет реализован, ситуация с полномочиями Донецкой или Луганской области ничем не будет отличаться от других регионов», — подчеркнул Турчинов.

Во-вторых, на фоне утечек о том, что Киев считает приоритетом решение экономических проблем Донбасса (об этом, в частности, после заседания контактной группы 7 декабря упоминал российский представитель Грызлов), Турчинов высказался за полную блокаду «отдельных районов».

Он заявил: «Есть только один способ остановить контрабанду в зоне АТО — полностью перекрыть весь грузопоток через линию разграничения. Потому что, если есть список разрешенных товаров, то всегда найдется возможность что-то дополнительно ввезти или вывезти... Если мы хотим ускорить процесс освобождения своих территорий, нужно выбирать радикальный вариант».

Конечно, это может быть личное мнение секретаря СНБО. Но все же заметим: до сих пор он не высказывался столь однозначно, по крайней мере по поводу блокады (а в сентябре 2014-го Турчинов, являвшийся спикером ВР, как раз провел закон об особом статусе).

И в случае определенных уступок со стороны Порошенко — например, при обмене пленными — объективный смысл слов Турчинова заключается прежде всего в демонстрации того, что глава государства подвергается давлению «партии войны», а посему не может предпринять более решительных действий.

Но если у президента действительно есть такая задумка, то в стратегическом плане его полное отмежевание от переговоров Савченко только укрепляет позиции радикалов и сужает пространство для маневра в политическом урегулировании.

Конечно, можно полагать, что Порошенко таким образом зондирует почву. Но его действия (как и поведение его соратников) во многом предопределяют результаты такого зондажа в пользу «партии войны».

А недавнее предложение замглавы фракции БПП Алексея Гончаренко лишить Надежду Савченко мандата депутата ПАСЕ вообще за гранью понимания. Оно объективно является политической карой, несовместимой с принципами этой европейской организации. Такое решение может повлечь и рассмотрение ассамблеей вопроса о полномочиях всей украинской делегации.

О блефе с подключением детектора

За прошедшую неделю к «делу Онищенко» не добавилось ничего нового. Разве что беглый депутат обнародовал видео, запечатлевшее-де его допрос представителем ФБР на детекторе лжи. Никаких подробностей, позволяющих судить о том, как и где именно это происходило, он не привел.

Т. е. снова блеф — теперь уже призванный поддержать угасающую шумиху, дескать, американцы роют полным ходом. Но здравый смысл подсказывает обратное: пока что правоохранители США не ведут никаких следственных действий, иначе имелись бы более веские доказательства — повестки, протоколы и т. п.

Показательно, что в начале пленарной недели в ВР о «разоблачениях» Онищенко вспомнил лишь представитель «Народного фронта» — правда, как и две недели назад, исключительно в контексте якобы организованной беглым нардепом кампании по дискредитации Яценюка.

При этом НФ вновь призвал к принятию закона о спецконфискации, который данная политсила лоббирует с самого начала текущей сессии, а партнеры по коалиции из БПП, формально поддерживая, особого энтузиазма в его продвижении не проявляют.

Достаточно неожиданно на пике скандала вокруг Онищенко поддержка проекта закона о спецконфискации стала главной темой выступления представительницы БПП Ирины Луценко — это выглядело как очевидная уступка президентской фракции «Народному фронту». Впрочем, законопроект так и не был принят.

Стихает и скандал вокруг трагедии в Княжичах, Арсен Аваков продолжает выполнять свои обязанности в обычном режиме. Он настолько уверен в прочности собственной позиции, что анонсировал на январь консультативный конкурс на пост главы Нацполиции (о незаконности такой процедуры я подробно писал в статье «Ястребы сжимают круг», №49(799) 9 — 15.12.2016).

Судя по всему, обострение внутри коалиции, попытка перераспределить влияние, в которой козырями одной стороны стали «разоблачения» Онищенко и ряд иных обвинений в адрес Порошенко, а другой — трагедия в Княжичах, в определенной степени урегулировано. Похоже, все решили сохранить статус-кво — хотя, безусловно, возможны и закулисные детали.

Об ударе по самолюбию в нескольких пунктах

Международный валютный фонд призвал Украину и РФ уладить в ближайшей перспективе вопрос долга Киева, поскольку он увязан с выделением очередного транша финансовой помощи. Глава недавней миссии МВФ в нашей стране Рон ван Руден заявил: «Это всегда учитывалось при принятии решения, поскольку речь идет о просрочке бондов».

Я считаю излишним комментировать реальность выполнения этого пожелания. Особенно в контексте нового поворота в украинско-российских отношениях (об этом — в конце статьи).

Не в самом благоприятном для Киева ключе разрешается коллизия с ратификацией Нидерландами Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Ключевые положения решения, принятого главами стран ЕС на саммите 15 декабря, гласят:

«А: Соглашение об ассоциации имеет целью установить тесные и длительные отношения между партнерами (Украиной и ЕС) на основе общих ценностей, однако не предоставляет статуса кандидата на вступление в Евросоюз, а также не создает обязательств присвоения такого статуса Украине в будущем.

В: Соглашение... не содержит обязательств относительно того, что ЕС или государства-члены обеспечивают гарантии коллективной безопасности или другую военную помощь или поддержку Украине.

C: Соглашение ставит целью повышение мобильности граждан. В то же время оно не предоставляет украинским гражданам или гражданам Евросоюза соответственно права проживать и работать на территории соответственно государств ЕС или Украины. Соглашение не ограничивает право государств-членов определять объемы допуска граждан Украины на свою территорию с целью трудоустройства либо самозанятости.

D: Соглашение подтверждает приверженность ЕС поддержке процесса реформ в Украине. Оно не требует дополнительной финансовой поддержки со стороны государств-членов для Украины и в то же время не меняет суверенное право каждого государства-члена определять характер и объем двусторонней финансовой поддержки Украины.

Е: Борьба с коррупцией занимает центральное место в укреплении отношений между сторонами Соглашения... Сотрудничество между сторонами по вопросам верховенства права направлено, в частности, на укрепление судебной системы, повышение ее эффективности, сохранение ее независимости и беспристрастности, а также борьбу с коррупцией.

F: Уважение демократических принципов, прав человека и основных свобод, а также соблюдение принципа верховенства закона (в т. ч. как указано в пункте Е) являются важнейшими элементами Соглашения. Стороны обязаны выполнять свои обязательства в соответствии с Соглашением, их соблюдение будет контролироваться.

В соответствии со ст. 478 Соглашения об ассоциации каждая сторона вправе принять соответствующие меры в случае невыполнения обязательств. При выборе соответствующих мер приоритет будет отдаваться тем, которые как можно меньше вредят Соглашению. Эти меры могут в крайнем случае включать приостановку любых прав или обязательств, предусмотренных Соглашением».

В целом здесь ничто не противоречит Соглашению об ассоциации. Речь идет лишь о некоем уточнении, более четком обозначении того, чего соглашение не предусматривает.

Но для Киева такой итог стал ощутимым ударом по самолюбию — и в целом по всей идеологической конструкции, на которой держится власть. Тем более что титанические усилия украинской стороны включить в этот перечень пункт о перспективе членства нашей страны в ЕС так и не увенчались успехом.

Более того, премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заметил: даже несмотря на решение лидеров Евросоюза, он не уверен, что парламент его страны ратифицирует соглашение.

Действительно, в Нидерландах через три месяца пройдут выборы, и политикам совсем не с руки демонстративно игнорировать мнение избирателей. Впрочем, как показывают соцопросы, электорат партий, которые имеют достаточно голосов, чтобы провести ратификацию в обеих палатах, в основном поддерживает выводы саммита ЕС.

О судебной перспективе спасителей Украины

И совсем уж фарсовый характер приняло рассмотрение вопроса о безвизовом режиме.

15 декабря Европарламент утвердил механизм приостановления безвиза, что, как не раз подчеркивали еврочиновники, должно наконец открыть путь визовой либерализации для Украины и Грузии. И действительно, уже 20 декабря Совет ЕС принял заявление о визовой либерализации для закавказской страны (Европарламент окончательно утвердит эту норму 18 января).

Изначально в этот же день планировалось рассмотреть и вопрос нашей страны. Но дата была перенесена на 1 февраля, а затем и вовсе на 3 апреля. Правда, вскоре сотрудник пресс-службы Европарламента Мод Нойон сообщил: срок рассмотрения вопроса о безвизовом режиме для Украины в регистрационной карточке законопроекта на сайте этого органа был указан ошибочно.

Действительно, «3 апреля» с сайта исчезло — но новая дата так и не появилась. На мой взгляд, все это уже выглядит как совершенно откровенное издевательство.

Как знать, не стало ли своеобразным ответом Киева на столь явное игнорирование интересов украинской власти резкое обострение на фронте. На минувшей неделе на дебальцевском участке противостояния произошла невиданная за последнее время эскалация напряженности. Так, 18 декабря миссия ОБСЕ зафиксировала в Донецкой области 2900 взрывов — в последние месяцы столько обычно регистрировалось в течение целой недели.

Подобный сигнал западным политикам может означать следующее. Вам, дескать, необходимо мирное урегулирование или хотя бы замораживание конфликта, чтобы сохранить политическое лицо, — но платить за него, причем не только в экономическом, но и в политическом смысле (тот же безвизовый режим) вы не желаете. Значит, получайте обострение на Донбассе.

На этом фоне в Дорогомиловском районном суде Москвы начался процесс о признании событий 2014 г. в нашей стране государственным переворотом. Иск подал бывший депутат ВР от Партии регионов Владимир Олейник — ныне «кандидат в президенты Украины» от «Комитета спасения Украины», инициатором создания которого он является — вместе с экс-премьером Николаем Азаровым.

Данное событие можно было бы отнести к не заслуживающему внимания фарсу, своеобразному троллингу украинской власти — если бы не детали. Процесс активно освещают центральные российские каналы. Более того, в нем участвует Виктор Янукович, чьи отношения с бывшими соратниками, ныне входящими в «Комитет спасения Украины», в свое время разладились. Т. е. ведется достаточно серьезное пиар-обеспечение этого «суда».

Но главное, решения суда обязательны для всех граждан и органов власти России (как, впрочем, и любой страны). Следовательно, если процесс не будет спущен на тормозах и суд в конце концов удовлетворит иск, руководство РФ получит правовое обоснование, дабы в случае чего отказаться от признания действующей украинской власти. Причем даже несмотря на то, что состоявшиеся в 2014 г. президентские и парламентские выборы Москва признала.

Похоже, именно в этом кроется смысл всей комбинации. Это не значит, что соответствующий план принят окончательно. Вполне вероятно, что он рассматривается как один из вариантов. Но как средство давления на Киев он (с точки зрения российской власти) наверняка оправдан, тем более что вынесение необходимого вердикта — дело всего нескольких дней.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Турчинов угрожает России

Информационная истерика вокруг темы со сбитым в Иране украинским самолетом, казалось...

Лайки и дизлайки

Ментальная территория может стать в недалеком будущем территорией строительства...

Год на удивление

Как и предполагали «2000», приход к власти Владимира Зеленского и его коллег из...

Децентрализация: «зеленый» — иди?

Возможности низовых региональных инициатив изначально слабы

Домашнее задание

Организованные подконтрольными Авакову национал-радикалами майданы еще более опасны...

Загрузка...

Нужен не победитель, а избавитель

Политическое животное (как и всякое другое) никогда не думает о будущем — живет...

Уроборос МВД

300 голосов понадобятся только один раз — чтобы дать ВР право простым большинством...

Парижское окно

Саммит «нормандской четверки» можно назвать одним из центральных событий...

Люблю, целую. Ваш Арсен

В Париж Зеленский едет с предельно жесткой переговорной линией, которая во многом...

Хуцпа & харизма

Государства размываются могущественными силами сверху — транснациональными...

Напутствие саммиту НАТО по украинскому вопросу

Один из разделов напутствия, озаглавленного «Повестка дня США на декабрьском...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка