Как делать?

№37 (525) 17 - 23 сентября 2010 г. 18 Сентября 2010 0
Именно этот вопрос авторам задали читатели, принявшие живое участие в обсуждении статьи «Что делать?» (№ 33 (521), 20—26.08.2010). Посему не нам, а им принадлежит пальма первенства в выборе названия для данной статьи. Их вопрос, абсолютно резонный, звучал примерно так: вы, проповедуя «что делать», не пояснили «как это делать». Иными словами, нас упрекнули в том, что мы не приложили инструкцию о порядке воплощения наших чаяний в жизнь.

В действительности приложили, но сначала лишь вниманию тех, кому по определению надлежало разрабатывать, а также осуществлять стратегию сохранения и развития народа Украины. То есть целостная картина такой стратегии увидела свет довольно давно. Другой вопрос, какой она нашла отклик в сердцах тех, кому было суждено стать ее первыми читателями. Но это, как говорится, кому что Бог дал.

Вместе с тем читатели абсолютно правы: поскольку согласно ст. 5 Конституции Украины носителем суверенитета и единственным источником власти является народ, то подобные предложения не должны оставаться уделом лишь узкого круга властей предержащих. Видимо, пришло время вынести свои взгляды на суд более широкой и, быть может, более благодарной читательской аудитории. Что, поверьте, мы и делаем с превеликим удовольствием, поскольку обретаем редкий шанс продолжить диалог со всеми, кому небезразлична судьба детей и внуков в этой стране.

На наш взгляд, построение правового государства начинается с консолидации его граждан в институционально структурированное, юридически грамотное, отличающееся нравственной солидарностью гражданское общество. С созидания такого 32-й президент США Франклин Делано Рузвельт (1882—1945) и начал воплощение своей предвыборной программы, вошедшей в историю под именем «Новый курс». Ее суть устами Рузвельта обрела лаконичную форму: «Солидарность — вот ключевое слово. С нею мы смело можем не бояться ничего, кроме самого страха».

Именно этот курс, вырвав США из смертельно опасного тяжелейшего кризиса, заложил основы процветания нации. Многоликое, разноязыкое и поликонфессиональное американское общество сделало исторический шаг в сторону общенациональной солидарности, когда, прекратив выяснять этническое происхождение, религиозные и языковые предпочтения, засучив рукава, стало строить государство на основе правовых ценностей.

Очень проникновенно об этом написал 107-й мэр Нью-Йорка (1994—2001): «Американцами нас делают наши убеждения, а вовсе не общность нашего этнического происхождения, расы или религии. Вера в свободу совести, политическую свободу и экономическую свободу — вот что делает нас американцами. Вера в демократию, верховенство закона, уважение к ценности человеческой жизни — вот что делает нас американцами».

Следуя благому примеру, алгоритм предложенной стратегии заключался в последовательном развертывании системы действий. Сначала предполагался этап выдвижения правовых ценностей как основы национальной солидарности. Ему на смену должен прийти этап создания правовых условий для формирования гражданского общества. И лишь затем можно ожидать созидания всем миром правового государства.

Но главный вопрос — как осуществить этот план в условиях, когда население Украины не устает терзаться вопросами этнического происхождения друг друга, региона проживания, религиозных предпочтений, языка? И все это на фоне того, что государство по темпам сокращения населения, уровню коррупции занимает одно из первых мест в мире, а по уровню продолжительности жизни и конкурентоспособности — одно из последних.

Налицо отсутствие у населения элементарного инстинкта самосохранения как общности, стремящейся к равноправию всех своих членов, а не к правовому преимуществу избранных по принципу «крови», которую, кстати, в пылу полемики на интернет-форумах многие наши сограждане с удивительным постоянством и легкостью угрожают пролить в поголовной резне инакоговорящих и инакомыслящих.

При таких исходных условиях целесообразно прибегнуть к опыту западной цивилизации, который подсказывает во главу угла внутренней политики поставить правовое просвещение граждан, целенаправленное формирование политической элиты государства.

На микроуровне подобная модель успешно прошла испытание в стенах Национального института стратегических исследований при Президенте Украины (2003—2005 гг.). За круглым столом конференц-зала там практически каждую субботу на протяжении нескольких лет собирались одаренные студенты юридических факультетов и вузов. Основным направлением работы этого прообраза гражданского общества стало изучение Конституции Украины, основ формирования гражданского общества, построения правового государства, а также методов правового просвещения населения. На заседаниях обсуждался и наш проект новой редакции Основного Закона, проводились импровизированные референдумы по конституционным вопросам.

Гостями уникального проекта стали умудренные опытом отечественные политики, а также послы некоторых зарубежных стран. В это трудно поверить, но просто на глазах студенты по выказываемому профессиональному уровню превращались в государственных мужей. По своему нравственному и интеллектуальному уровню эти заседания могли бы дать фору любому заседанию парламента.

К сожалению, сугубо по субъективным причинам проект был закрыт. Но даже то, что успелось, подтверждает оправданность курса на правовое просвещение граждан молодого государства. Проделанная работа навеяла целый ряд предложений по конституционной реформе. Некоторые нашли свое отражение в статьях «Что делать?», «Выбор формы правления — выбор исторической судьбы» («2000», № 50 (394), 14—20.12.2007) и «Конституционная реформа: авансы и долги» («2000», № 34 (522), 27.08—3.09.2010).

Как одну из наиболее актуальных мер по преодолению тяжкого наследия законодательной ветви власти было предложено принять закон «О гражданском обществе в Украине» (законопроект опубликован в газете «Голос Украины», № 187, 11.10.2002 г.). Он должен был дать старт формированию гражданского общества в Украине, как в свое время закон СССР «О кооперации в СССР» от 26.05.1988 г. стал катализатором для появления малого и среднего бизнеса в чуждых для этого экономических и политических условиях социалистической экономики.

Соответственно рекомендовалось создание в исполнительной ветви власти особого института по вопросам защиты прав человека и развития гражданского общества, а именно введение должностей:

— заместителя секретаря СНБО по вопросам защиты прав человека и развития гражданского общества;

— заместителей министров внутренних дел и юстиции;

— заместителей председателя Службы безопасности и Генерального прокурора.

Разумеется, на этих постах должны работать правоведы, сочетающие в себе доброжелательность и отзывчивость, имеющие высокий уровень квалификации и способность творчески преобразовывать жизненно важные проблемы простых граждан в нормы, обеспечивающие защиту прав человека и развитие гражданского общества.

По замыслу выявление и обобщение этих проблем должно было происходить в процессе совместной работы непосредственно в регионах. Иными словами, задача состояла в организации работы полномочной команды не в комфортных столичных кабинетах, а в условиях и на местах непосредственной жизнедеятельности граждан. Основным продуктом этой работы, повторимся, должны были стать соответствующие проекты нормативных актов.

Обобщать результаты этой деятельности должен был общественный совет по правам человека и развитию гражданского общества при Президенте Украины, сформированный на паритетных началах из видных представителей зарубежного и отечественного правозащитного движения.

Актуальной представлялась практика обращения главы государства в Конституционный Суд по вопросам официального толкования статей Конституции, посвященных правам и свободам человека.

В продолжение этого предусматривалась организация и проведение в Украине международной конференции по вопросам прав человека с приглашением омбудсменов всех европейских стран, а также членов Европарламента, конституционных и верховных судов европейских стран, известных зарубежных правоведов, специализирующихся на проблематике прав человека. По итогам работы такой конференции появился бы полноценный постатейный комментарий по вопросам прав и свобод, который мог бы стать настольной книгой для широкого круга граждан, правоведов и должностных лиц в органах власти.

Попутно предлагалось создание учебно-просветительного фильма, в котором права и свободы, предусмотренные Конституцией Украины, комментируются с позиций их общечеловеческого содержания и мировой практики ведущими правоведами Европы, США и Канады.

Немаловажным представлялась разработка и внесение в парламент законопроекта об освобождении от всех видов госплатежей тех адвокатских услуг, которые связаны с защитой прав человека (такие нормы, например, имелись в законе СССР «Об адвокатуре в СССР» от 30.11.1979).

По скромным расчетам в результате принятия этих мер мы вправе были как минимум ожидать:

— создания законодательной основы для формирования гражданского общества;

— формирования надлежащего уровня правовой культуры граждан;

— эффективной судебной защиты прав человека;

— зарождения национальной элиты в европейском смысле этого слова.

Но лейтмотивом всех указанных предложений был следующий: народ — основной участник формирования конституционного строя Украины.

Конечно же, вопросы «что делать?» и «как делать?» неминуемо влекут за собой еще один: «кто должен делать?». Очень боимся разочаровать читателей, но ответ без обиняков будет таков: вы, уважаемые соотечественники, и ваши представители во власти. Иначе бессмысленно потом искать «кто виноват?». Доведенный до логического конца этот вопрос может завершиться гражданской войной, поскольку виноватыми в итоге окажутся все граждане Украины. Поэтому, как ни крути, без объединения вокруг правовых ценностей и самоорганизации в гражданское общество задача добиться достойной жизни и цивилизованного развития окажется очередным прожектом из более чем богатого арсенала отечественной маниловщины.

Михаил Александрович БАЙМУРАТОВ,
доктор юридических наук,

заслуженный деятель науки и техники;

Олег Александрович ДОЛЖЕНКОВ,
доктор политических наук;

Юрий Витальевич МЕЛЬНИК,
кандидат юридических наук;

Александр Геннадьевич МУЧНИК,
заслуженный юрист Украины;

Георгий Борисович ЦЫРФА,
правовед

и др.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка