О реформе милиции

№49(725) 5 – 11 декабря 2014 г. 03 Декабря 2014 1.8

После публикации интервью с Петром Симоненко о реформе милиции (№48 от 28 ноября ) в редакцию поступает много писем на эту тему. Одно из них мы и выносим на суд общественности.

Анонсированная реформа МВД это не реформа, а имитация ее, частично слепое копирование западного опыта, который неэффективен в украинских условиях.

Наибольшее несогласие вызывает следующее:

1. Переименование милиции в полицию.

Милиция — это форма самоорганизации населения. А полиция — это государственный институт насилия и контроля со стороны государства. Главной задачей реформы милиции должно стать приближение ее деятельности к интересам граждан. С учетом опыта и развития традиции майданов как формы прямой демократии народа необходимо сохранение и наполнение реальным содержанием понятия «милиция», а не его замена. В России уже переименовали милицию в полицию и объявили это реформой — стала ли она от этого эффективнее для россиян? Может, не стоит Украине наступать не те же грабли?

В народе еще долго будет жить память о полицаях, прислуживавших немецким оккупантам в годы Великой Отечественной войны. Название «полиция» не воспринимается очень многими. Стоит ли именно сейчас, когда Украина частично оккупирована и отстаивает свою территориальную целостность, искусственно будировать старые противоречия? Некоторые ошибочно указывают на советскую традицию в наименовании милиции. Дескать, избавимся от пережитков времен СССР, внедрим передовой западный опыт и заживем как истинные европейцы.

На самом деле термин «милиция» возник еще в Средневековье. Кстати, именно американской милиции США обязаны победой в войне за независимость. В СССР понятие «милиции» было выхолощено. Советская милиция по сути была политической полицией, руководимой коммунистической партией.

Притом что до революции большевики и лично Ленин предлагали создать именно милицию как форму вооруженной самоорганизации граждан. А придя к власти, оставили от нее одно название. Сейчас вместо наполнения данного понятия истинным содержанием предлагают заменить чуждой интересам граждан полицией.

2. Декларативность предложений по преодолению коррупции.

Основная проблема отечественной милиции — ее тотальная коррумпированность. Должности по-прежнему массово продаются. По-прежнему есть неофициальные ежемесячные планы сбора коррупционных средств и передачи их наверх, т. е. первым лицам. По сути милиция выполняет функцию надзорно-карательного органа формирующегося в Украине сословного общества и работает в интересах формирующихся высших сословий — олигархических семей и чиновников высокого ранга. И после майдана, когда власть от Семьи снова вернулась к олигархам, ничего принципиально не изменилось.

Да, масштаб коррупции меньше, чем при «прошлой преступной власти». Да, среди основной массы коррумпированных милицейских чиновников изредка стали попадаться и честные. Но это уменьшение временное и незначительное. Если реформа будет проведена, то за внешним европеизированным фасадом останется та же надзорно-карательная система, которая по-прежнему, но с учетом передового европейского опыта будет представлять интересы олигархов.

Она, как и раньше, будет кормиться за счет низшего сословия. По-прежнему в райотделах будут массово применяться пытки подозреваемых, а руководство будет их не замечать. По-прежнему в СИЗО будут нечеловеческие условия содержания и повсеместная коррупция персонала.

Способы борьбы с коррупцией просты. Это сокращение штатов в разы с резким повышением оплаты труда оставшихся и механизмы контроля за деятельностью милиции всего общества и каждого гражданина.

С одной стороны, резкое сокращение милиции неизбежно. Украина давно стала полицейским государством, и расходы на ее содержание являются непосильной ношей и для слабеющей экономики, и для вымирающего населения. Не нужно быть пророком, чтобы спрогнозировать: предлагаемое разделение милиции будет использовано чиновниками для создания многочисленных и неэффективных бюрократических структур «европейского типа», необходимого для оправдания отказа резко уменьшить штат.

Количество полицейских тоже сократят. Но многочисленные бюрократические структуры, которые будут выполнять административные функции милиции, в лучшем случае нивелируют сокращение, а может, потребуют увеличения числа работников.

С другой — из-за сокращения штата невозможно будет осуществлять функции полиции по-европейски и управлять ею по европейским стандартам. К тому же в Украине меньшая плотность населения, чем в Западной Европе. Меньше развита инфраструктура, и доходы населения в разы ниже. Да и уровень лояльности населения и доверия к власти далек от немецкого. Поэтому большинство европейских стандартов у нас будут просто неэффективны.

В этих условиях государству удастся контролировать гораздо меньше параметров, чем, например, в Германии. Остальные контролируемые параметры необходимы для обоснования коррупции. Они специально делаются такими, чтобы провоцировать их нарушения. Нарушаешь — плати. А то, что не нарушать европейские и «цивилизованные» нормы в современных реалиях невозможно, чиновников не волнует.

Т. е. реальный стратегический выбор при проведении реформы милиции такой: либо внедрять европейский опыт в условиях, кардинально отличающихся от Западной Европы, либо проводить эффективную реформу.

Похоже, нынешняя власть либо не осознает существование этой дилеммы, либо делает вид, что не осознает, агитируя за внедрение европейских стандартов в своих манипулятивных целях. Европейские методики оценки личного состава милиции также малоприменимы к суровым украинским реалиям.

3. Формирование муниципальной полиции.

Когда люди второй раз наступают на те же грабли, то это свидетельствует об их неадекватности. В Крыму большинство милиционеров изменили присяге. Многие из центрального аппарата МВД, из тех, кто назначал, контролировал и обучал крымских, а также донецких и луганских предателей в погонах, по-прежнему руководят, контролируют и обучают. Неудивительно, что в рамках реформы предлагается пойти по этому порочному пути — создать муниципальную милицию.

Во-первых, это будет формировать предпосылки для будущих всплесков сепаратизма. Разработчики это понимают и говорят, что муниципальная милиция будет создана только в сознательных местных общинах. Но кто и на основе каких законодательно оформленных норм будет измерять уровень сознательности общин? И потом, в демократических государствах граждане и общины оценивают чиновников и государство в целом, а не наоборот. Т. е. любая попытка определить уровень сознательности общин является заведомо антидемократичной.

Во-вторых, в современных реалиях создание муниципальной милиции будет фактически означать легализацию штурмовых отрядов, а иногда и частных армий местных олигархов. Олигархи, уже давно контролирующие местные советы и местные бюджеты, получат законную возможность трудоустроить своих «титушек».

В-третьих, в каждом райотделе существуют свои негласные правила и практика. Если допустить существование муниципальной милиции, то о единой практике охраны правопорядка как важнейшей составляющей единого правового пространства Украины можно будет забыть.

В-четвертых, в местных бюджетах на муниципальную милицию нет средств. В больницах умирающих от нехватки средств на формально бесплатное лечение в десятки раз больше, чем потери силовиков в зоне АТО. И происходит это десятилетиями. В этих условиях тратить немалые деньги местных бюджетов не на здравоохранение, образование и социальное обеспечение искусственно доведенного до нищеты населения преступно.

Главные проблемы на местах — безработица, нищета и вымирание населения, а не отсутствие муниципальной милиции!

4. Отсутствие механизмов оценки деятельности милиции гражданами.

5. Нарушение представления концепции реформы.

Нельзя планировать реформу на срок, превышающий срок полномочий. Нельзя представлять концепцию реформы во время избирательной кампании. Тем более нельзя сначала делать видеоролик и только после обещать представить полноценный текст концепции реформирования. Так делается PR, а не реформы.

Фото Катерины ЛАЩИКОВОЙ

Концептуальные предложения

Не может насквозь коррумпированная иерархическая система, адаптированная для работы в условиях формирующегося сословного общества, сама себя эффективно реформировать в интересах простых граждан. Не было такого в истории. Реформировать такую систему можно только извне. Это может сделать президент-реформатор, опираясь не только на поддержку и содействие, но и на давление майдана, а не на иерархическую вертикаль власти.

Поэтому в разработке первой действительно эффективной реформы недостаточно использовать передовой зарубежный опыт и предложения крайне тонкой прослойки местных независимых экспертов.

Основой любой реформы должен быть учет мнений граждан. По всей стране должны организоваться собрания граждан и местные майданы, где люди будут определять основные направления реформы милиции. Власти совместно с экспертами их обобщают.

Далее. Заранее и не во время избирательной кампании созывается общеукраинское народное вече, которое устраняет межрегиональные противоречия, определяя по данной конкретной теме оптимальное соотношение унитарности и регионализма. Вече формирует народный наказ власти провести реформу и ее концептуальные основы.

Хочу подчеркнуть — если власть не будет использовать майдан как форму прямой демократии народа, как наиболее эффективную форму стратегического управления, то рано или поздно народ снова соберется и свергнет эту власть. И никакая милиция, даже переименованная в полицию и реформированная по европейскому образцу, не сможет этому помешать.

А поскольку ни один эксперт эффективные решения предложить не может, то прошу рассматривать следующие мои соображения как предложения формирующемуся гражданскому обществу.

1. В качестве наполнения понятий «милиция» и «республика» реальным содержимым ввести гражданскую обязанность по охране общественного порядка. Например, каждый здоровый и несудимый мужчина в возрасте от 18 до 50 лет должен 6—9 часов в год отпатрулировать в составе ППС-ГАИ или вместе с избираемым участковым охранять общественный порядок в районе своего проживания.

Ввести систему мягких отрицательных стимулов для уклоняющихся. Например, такие не смогут учиться в государственных вузах, быть госслужащими, приобретать охотничье и травматическое оружие, быть избранными в органы местного самоуправления и т. д. вплоть до лишения права голосовать.

2. Сократить штаты милиции в разы. С последующей их привязкой к численности населения. При этом расходы на милицию остаются на прежнем уровне! Соответственно оплата труда и материально-техническое обеспечение оставшегося персонала также увеличивается в разы. Только тогда можно победить коррупцию, когда на жалование рядового милиционера можно будет содержать семью с двумя детьми хотя бы по скромным потребительским стандартам советского прошлого с учетом расходов на медицину и образование.

Понятно, что таким составом не удастся выполнять не то что европейские нормативы, но и большую часть отечественных. Эти нормативы и необходимо отменить. Что отменять, а что оставить — должны определить граждане в свой общине в рамках достаточно гибких национальных, а не европейских стандартов.

3. Выборность ряда ключевых милицейских постов. Президент Порошенко заявил, что выборы являются лучшей люстрацией. Вот и следует людям дать возможность выбирать самим. Понятно, что нет смысла выбирать экспертов и узких специалистов, но как минимум участковых милиционеров в сельской местности и руководителя объединенной службы ГАИ-ППС в городах! При этом государственный контроль обеспечивается едиными требованиями для кандидатов — а это отсутствие судимости, состояние здоровья, образование и т. д.

4. Многочисленные и разрозненные IT-отделы, бухгалтерии, канцелярии, отделы внутренней безопасности и кадров, снабжения и т. п. разных служб и структур, входящих в МВД, объединить в единый бэк-офис.

5. Предложить перейти в милицию бойцам и командирам АТО. Для этого временно на 3—5 лет снизить требования к званиям, квалификации кандидатов на замещение руководящих должностей. Ввести норматив минимальной доли ветеранов АТО при принятии на обучение в вузы системы МВД.

6. Ввести «единое окно» для разных структур МВД. Например, чтобы сдать документы на оформление автомобиля, получить разрешение на охотничье оружие, согласовать проект на соответствие противопожарным требованиям, оформить миграционные документы и паспорта можно было в едином центре административных услуг МВД. Для жителей сельской местности разработать систему предоставления административных услуг по почте.

7. Для тех, кто использует электронную подпись, предоставить возможность полностью электронного документооборота, разработать и внедрить систему персональной оценки гражданами линейных специалистов и руководства структур МВД всех уровней. Любая аттестация сотрудников, контактирующих с людьми, должна основываться прежде всего на их мнении.

8. Вместо стены на границе с РФ совместно с ВСУ организовать в селах, находящихся в 50 км от границы, добровольные и непрофессиональные отряды территориальной самообороны. В доме каждого члена такого отряда установить сейф с централизованной сигнализацией, где будет храниться закрепленное за ним боевое оружие.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка