Свобода слова возможна, но не сейчас и не у нас

№18-19(818) 12 -- 18 мая 2017 г. 09 Мая 2017 4.3

Единственный частный телеканал Винницы чуть более года назад едва не прекратил свое существование. Слишком притягательным для заинтересованных лиц оказалось здание компании в центре города. Повод отобрать лицензию у канала тоже быстро нашелся — до 2016 г. ТРК «Виннитчина» принадлежала украинским коммунистам.

О свободе слова, положении региональных СМИ и о рейдерах-патриотах рассказывает председатель правления компании Сергей ДРАЧУК.

Сергей Драчук: «Если мы будем служить власти, то зритель будет верить нам примерно так же, как и власти»

— Может ли региональная пресса в Украине быть свободной в принципе, без оглядки на политические процессы, происходящие в стране?

— Полагаю, что полная свобода слова у нас сейчас невозможна. Любое медиа — это затратное удовольствие. Продажи и реклама полностью не покрывают расходы на производство. Во всяком случае если речь идет о массовых общественно-политических и деловых изданиях. Если вам кто-то скажет, что его СМИ уже сегодня вышло на самоокупаемость — он лукавит.

Следовательно, разницу между большими расходами и маленькими доходами должен кто-то покрывать. И каким бы идеалистом с твердой верой в свободу слова ни был собственник издания, у него все равно существует свой взгляд на процессы, происходящие в стране, имеются определенные коммерческие интересы и т. д.

И украинская власть виновата в этом лишь опосредованно. Конечно, руководство страны должно создать такие экономические условия, бизнес-климат и инвестиционную среду, чтобы наши люди много и регулярно зарабатывали. Тогда у человека появится желание и возможность начинать утро с чашечки кофе и свежей газеты.

Свобода слова — это идеал, к которому нужно стремиться. Но не может президент издать указ, а парламент проголосовать закон, обязующий прессу быть свободной! Да, у нас в стране запрещена цензура, но самоцензуру никто не отменял.

— Как вы расцениваете процесс разгосударствления СМИ, который продолжается уже несколько лет? Переход государственных и коммунальных медиа в частную собственность будет способствовать улучшению качества этих изданий?

— СМИ облсоветов, райсоветов, сельсоветов и мэрий всегда отражали точку зрения господствующей политической силы в государстве либо в том или ином регионе. Соответственно финансировались они в основном за счет добровольно-принудительной подписки на издания сотрудников всей местной бюджетной сферы. Свободой слова там и не пахло.

Будут ли эти проекты теперь коммерчески успешными? Дай бог. Но мне в это очень слабо верится. Например, очень сильна региональная пресса в США. Там почти в каждом, даже самом маленьком городишке существует местная газета. И не в формате заводской многотиражки, отпечатанной на копире. Американская глубинка выпускает прекрасные полноцветные издания по отпускной цене от $12 за экземпляр.

Местные территориальные громады заинтересованы в собственных медиа, люди узнают из них новости своих улиц, соседей, местного бизнеса и политикума. Они готовы и главное — в состоянии — платить за эту информацию. Скажите, купит ли кто-то в среднестатистическом украинском поселке местную газету хотя бы за 10 грн.? Понятно, что это риторический вопрос, который возвращает в начало нашей беседы о разнообразных политических и бизнес-интересах нынешних собственников отечественных региональных СМИ.

— Вы готовы показывать политиков только на коммерческой основе. Почему? Это такая показная личная неангажированность? Либо просто нежелание выступать в роли «полезного идиота»?

— Ко мне периодически обращаются представители политических партий с желанием выйти в эфир с обсуждением актуальных социально-экономических проблем города и региона. Всем им я предлагаю работать на коммерческих условиях. Сейчас они в раздумьях, хотя при каждом удобном случае не забывают на всех углах рассказывать, как их несчастных «прижимают», «не дают слова», «не пускают на телевидение».

А все очень просто. Вот счет-фактура за оказание услуг по политической рекламе. Заплати за время, а потом уже рассказывай, как защищаешь «зубожілий народ» перед лицом «злочинної влади». У нас много честных политиков, особенно на региональном уровне? Посмотрите на их миграции из партии в партию на протяжении хотя бы полугода!

Мы не будем участвовать в таком шоу. Тем более, наши люди не идиоты. Они смотрят телевизор, видят на экране лицо политика, который объясняет, как с его помощью на Марсе уже завтра заколосится рожь, и более чем уверены в том, что этот персонаж за эфир нам заплатил. Но это же неправда!

Есть желание порассуждать о несправедливых коммунальных тарифах, стоимости проезда в общественном транспорте, маленьких пенсиях и сверхдоходах олигархов? Нет проблем. Признайся людям, что очень хочешь с их помощью попасть в парламент, оформи юридически размещение рекламы на телеканале и — вперед! Вот это и будет правда.

— Не секрет, что ТРК «Виннитчина» не так давно принадлежала сыну лидера украинских коммунистов Петра Симоненко — Андрею. Сегодня телеканал связывают с известным винницким мультимиллионером Владимиром Продивусом. Как именно состоялся этот переход?

— Майдан крайне политизировал украинское общество. Понятно, что телеканал, принадлежащий на тот момент коммунистам, казался некоторым патриотам бельмом в глазу. Но имя собственника ТРК не говорит о том, что предприятие нужно обязательно отжать в стиле 1990-х. В конце концов, это так не по-европейски.

Для начала винницкий «Правый сектор» заявил, что сожжет телеканал. Потом они заняли комнату в нашем здании и узаконили свое присутствие договором. Таким образом, сожжение не состоялось, при этом у тогдашнего лидера ПС Сергея Чумака появилось острое желание принимать участие в формировании информационной политики канала.

Затем, нами заинтересовался тогдашний председатель Винницкого облсовета Сергей Свитко. Именно после этого для ТРК наступили по-настоящему тяжелые времена. Начались манипуляции с якобы сменой менеджмента, арест имущества, новое параллельное руководство канала загоняло предприятие в долги и т. п. Подозреваю, что организаторов схемы интересовал даже не телеканал, а просторное помещение в центре города.

Так или иначе, Андрей Симоненко, как собственник канала, абстрагировался от ситуации. И именно Владимир Продивус оказался единственным человеком, который протянул нам руку помощи во время противостояния с влиятельными оппонентами.

— Тогда давайте вернемся к первому вопросу интервью. Владимир Продивус не похож на альтруиста, и оказывая финансовую поддержку телеканалу вправе рассчитывать, даже — требовать каких-то ответных действий от сотрудников.

— Пока не было ни одного случая его вмешательства в редакционную политику. Сегодня менеджмент ТРК «Виннитчина» построен по следующему принципу. Председатель правления занимается внешними связями, юридическим сопровождением, бюджетом, переговорами со спонсорами и рекламодателями. То есть на мне заточена вся коммерческая часть работы и обеспечение жизнедеятельности канала.

Абсолютно на все вопросы производства, в которые я практически не вмешиваюсь, отвечает генеральный директор. Он же набирает персонал. И за год работы коллектив канала, состоящий из 14 человек, показал, что может конкурировать с крупными региональными телекомпаниями с гораздо более широким штатом сотрудников.

Внедряем методы работы, позволяющие зарабатывать самостоятельно. Сначала демонстрируем в эфире телепродукт заданного качества, затем ищем спонсоров. По такой схеме уже подписано несколько соглашений с заказчиками услуг телекомпании.

Да, мы еще недостаточно зарабатываем, самоокупаемость находится в далекой перспективе. Хотя в реализации некоторых наших проектов уже заинтересованы клиенты. Тем не менее для запуска многих телепрограмм необходимо за счет средств собственника продержаться хотя бы полгода.

Большим плюсом я считаю то, что нас не финансируют политические партии или отдельные политики. С политиками, повторюсь, мы можем сотрудничать только на коммерческих условиях. А если мы будем служить власти, то зритель будет верить нам примерно так же, как и власти.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка