Человек, торгующий всем. Разговор с Джеффом Безосом

№3v(731) 30 января — 5 февраля 2015 г. 30 Января 2015 5

Джеффом БезосомДжефф БЕЗОС — изобретатель-рационализатор с колыбели: едва начав ходить, он попытался разобрать свою кроватку, а первый бизнес — образовательный летний лагерь для младших школьников — открыл, будучи старшеклассником. Окончив в 1986 г. Принстонский университет и получив красный диплом по специальности инженер-электротехник и специалист компьютерных систем, он нашел работу на Уолл-стрит, но в 1994 г. ушел из мира финансов, чтобы попробовать себя на ниве частного предпринимательства. Сайт Amazon.com был открыт им как книжный онлайн- магазин, и первые продажи стартовали в июле 1995-го. С тех пор прошли годы, а его детище превратилось в многопрофильного гиганта розничной торговли, производителя бытовой электроники (планшеты и электронные книги Kindle) и одного из крупнейших провайдеров «облачных» услуг хранения данных.

______________________________________
*Данная статья — перевод материала, опубликованного в журнале Foreign Affairs [№1, январь/февраль 2015 года].

© Council on Foreign Relations. Распространяется Tribune News Services. 

Лучшие товары всегда создаются миссионерами

FA: — Какими главными качествами должен обладать успешный предприниматель?

БЕЗОС: — Немало качеств могут принести ему пользу. Одно из них — неудовлетворенность существующим укладом вещей, вызывающая вопрос: «А не могу ли я что-то улучшить»?

На мой взгляд, предпринимательство и новаторство достаточно тесно связаны. Новаторы всегда ходят, осматривая все вокруг и думая: «Я как бы уже со всем этим свыкся, но моя привычка вовсе не означает, что здесь нечего улучшать». Именно такое умение смотреть на обыденные вещи свежим взглядом, мышление первопроходца — вот что чрезвычайно полезно для предпринимателя.

Также огромную пользу дают готовность потерпеть крах, стремление экспериментировать. Хороший предприниматель склонен проявлять упрямство в достижении главной цели и гибкость в реализации промежуточных этапов. Такие люди не отказываются от того, чего намерены добиться. Но они готовы пересматривать промежуточные этапы на пути к цели по мере необходимости, в случае провала или просто накопив достаточный опыт.

Мне бы хотелось упомянуть еще одно свойство — это страсть в отношении своей миссии или цели, каковой бы она ни была. Самые лучшие товары и услуги всегда создаются миссионерами. А это подлинно страстные люди, которые счастливы от того, что реализуют свою миссию. Они просыпаются по утрам с мыслями о всяких идеях, думают о каких-то конкретных отзывах потребителей в отношении своих товаров или услуг. Они заняты такими мыслями по утрам, когда принимают душ, и по вечерам, когда укладываются спать. А такое мышление довольно резко отличается от менталитета тех, кто попросту пытается напасть на очередную золотую жилу в интернете.

— Большинство предпринимателей и компаний-новичков терпят крах. Подлинно грандиозного успеха удается добиться лишь считанным единицам. Существуют ли какие-то предсказуемые аспекты, позволяющие с самого начала отделить будущих победителей от неудачников? Или же успех — лишь вопрос везения и правильного выбора времени?

— Естественно, определенное везение и подходящее время — важнейшие компоненты успеха предпринимательских проектов. Множество моментов должны совпасть, планеты сойтись — и, конечно же, именно так все и произошло в случае с Amazon. Выбранное нами время оказалось чрезвычайно удачным.

Ведь, можно сесть за стол, написать бизнес-план и заявить о намерении построить корпорацию с многомиллиардными оборотами. Но это нереалистично.

Просто у хорошего предпринимателя рождается идея для бизнеса, и он верит, что может добиться, дабы она работала и приносила выгоду в разумных масштабах. А вот дальше следует продвигаться, адаптируясь к происходящим вокруг событиям.

— Когда вы начали осознавать, что Amazon может стать тем гигантом, каким он является сегодня?

— Такое понимание приходило очень постепенно. Были ранние признаки того, что нам удалось нащупать некое направление — даже в самом начале пути. В первоначальном бизнес-плане упоминались только книги, да и речь шла о создании относительно небольшой компании. Но прошло совсем немного времени после запуска проекта, а мы уже торговали книгами в 50 штатах и 45 странах, сильно вырвавшись за рамки своего бизнес-плана.

А позже, через несколько лет, все еще будучи очень маленькой компанией, разослали письма по электронной почте примерно тысяче случайным образом отобранных клиентов с вопросом: «Что бы вы хотели видеть в нашем ассортименте, помимо тех товаров, которые мы предлагаем вам сегодня?»

Ответы оказались невероятно разнообразными, например, люди писали: «дворники для моего авто» и т. д. и т. п. Это было просто поразительно. И именно в тот момент — где-то в 1998 г. — мы стали осознавать, что нам, видимо, следует торговать очень широким ассортиментом товаров с использованием тех методов, которые мы первыми и создали.

— Можно ли считать предпринимательство тем источником инноваций и динамизма, который приносит пользу не только самим предпринимателям, но и экономике и обществу в целом?

— Да, именно так я и считаю. Новые изобретения и те товары, что нравятся клиентам, обычно оказываются полезными и для всего общества. Возможно, их не так просто продвигать. Ведь люди, построившие свой бизнес и ведущие его по старинке, думают, что лучше, если бы привычная стабильность сохранялась долгие годы. Но необходимо помнить — новые изобретения вовсе не сразу подразумевают отказ от старого. Это происходит, только если клиенты начинают говорить: «Послушайте, а так мне нравится больше, чем как это было раньше».

Подобный вид улучшений для клиентов очень часто приносит благо и обществу — даже несмотря на сложности, возникающие у тех, кто привык инвестировать в традиционные методики продаж.

— Следует ли, руководствуясь вашей логикой, считать все новаторство, отрицающее старое, по определению положительным явлением? Ведь иначе никакого движения вперед не было бы?

— У меня неизменно вызывают легкое беспокойство слова вроде «все», «всегда» и «никогда». Уверен — исключения из правил существуют. Но я бы сказал, что в целом большинство успешных инноваций в экономике, как правило, несут обществу благо.

Культура одержимости

— Вы не только сумели создать Amazon, вам удается периодически как бы заново изобретать его. Каковы основы успеха работы крупного предприятия — с точки зрения предпринимателя?

— Корпоративная культура и правильный подбор персонала. И они взаимосвязаны! Чтобы компания масштаба Amazon могла продолжать изобретать и меняться, создавать принципиально новую продукцию, ей требуется наличие культуры, среды, поддерживающей готовность экспериментировать, а также и терпеть неудачи. На мой взгляд, очень полезно, когда на предприятии присутствует культура одержимости интересами клиентов.

Существуют и другие работоспособные стратегии в бизнесе. Вы можете быть одержимы идеей борьбы с конкурентами — что приводит к выработке стратегии, которая сводится к задаче дышать в затылок сопернику.

Подобная стратегия может оказаться благом для многих компаний, ведь в таком случае не приходится блуждать по лабиринтам поиска. Им остается лишь предоставить всю новаторскую работу конкурентам, а затем, если что-то из созданного теми окажется успешным, вовремя заняться тем же самым. Но духа предпринимательства в таком подходе практически нет.

Культура первопроходца и новатора — благодаря ей получаешь удовлетворение и стимулы от экспериментов — вознаграждает за эти эксперименты, несмотря на то что они могут порой заканчиваться крахом. И именно эта культура очень важна, поскольку дает возможность крупным компаниям сохранять дух предпринимательства. А одним из главных компонентов такого подхода является долговременная ориентированность на достижение результата. Ведь если вам надо, чтобы что-то обязательно заработало именно в этом квартале, вы не станете особо погружаться в эксперименты.

— Вы начинали свой бизнес 20 лет назад — еще совсем юношей. Минуло два десятилетия, вы уже серьезный человек, доминирующий во всем. Как выглядит мир с этой ступеньки? Не кажется ли он несколько иным?

— Могу сказать одно: я получаю искреннее наслаждение. Я буквально вбегаю в офис по утрам и обожаю каждый аспект своей работы.

— Играет ли государство какую-либо роль в содействии предпринимательству? Или же просто нужно дать частному сектору возможность делать то, что он хочет?

— Правительства могут стимулировать предпринимательские эксперименты, а могут препятствовать им. Я не эксперт в этой области, но уверен, что все дело именно в этом. Кроме того считаю, что немаловажным фактором в данном вопросе является и культура, существующая в конкретных странах. Если говорить о предпринимательстве в США, здешние бизнесмены готовы рисковать. Что сделает человек, который открывает стартап, а его идея не приносит прибыли? Займется реализацией новой идеи.

У нас нет клейма, ассоциируемого с провалом. Но далеко не так обстоят дела в других странах. Понимание того, что любой эксперимент может закончиться провалом, это часть американской культуры. Она вовсе не уникальна, подобное в мире есть. Но такая культура сильна в США, и этот факт должен стать предметом нашей невероятной гордости.

— Мы все чаще наблюдаем подъем духа предпринимательства в других странах. Следует ли американцам беспокоиться по этому поводу, или такая тенденция, когда другие начинают демонстрировать готовность к предпринимательству в технологической сфере — что некогда было исключительно привилегией американцев — несет благо всему миру?

— Пользу получают все, поскольку можно извлечь выгоду из изобретений наших коллег. Если кто-то в Азии создал новое лекарство от определенного вида рака, мы все выигрываем. Чем больше в мире инноваций, тем лучше живется обществу в целом.

— А как же Alibaba? Она помогает Amazon или конкурирует с вами?

— У нас издавна сложилась традиция уделять внимание своим клиентам, а не конкурентам. Мы стремимся черпать вдохновение во всем, что видим в окружающем мире, и при этом задаемся вопросом, как новации помогут нам улучшить жизнь наших клиентов.

— А не беспокоит ли вас явление, которое некоторые называют «смертью инноваций», «великой стагнацией»? Или же вы считаете, что технология и инновации будут и дальше развиваться, достигая невиданных прежде масштабов?

— Мы живем в динамичное время, когда темпы изменений и инноваций очень высоки. Они неодинаковы для всех секторов экономики, но мы наблюдаем множество новаций в определенных сегментах, и я думаю, что такая тенденция сохранится.

Самое замечательное в идеях — что каждая появившаяся новинка тут же способствует рождению еще двух новых идей. Это своеобразный антипод эпохи золотой лихорадки: в 1849 г. чем больше людей приезжало в Калифорнию добывать драгоценный металл, тем быстрее заканчивались его запасы. Идеи — это нечто прямо противоположное, они рождают другие идеи.

Не верьте PR!

— Кое-кто говорит, что Amazon хорошо поступает по отношению к своим клиентам, но его действия не слишком отрадным для малых предприятий. Как вы считаете, есть ли в этом утверждении доля истины? Не мучает ли вас совесть из-за сложностей, с которыми сталкиваются другие компании в процессе конкуренции с вами?

— На мой взгляд, мы необычайно вдохновляющий пример для малых компаний определенного вида. Думаю, некоторые из наших наиболее эффектных изобретений как раз помогают другим предприятиям. Взять наш бизнес по продаже товаров других продавцов: миллионы мелких клиентов-продавцов пользуются нашей высококлассной инфраструктурой — при этом они конкурируют с нами, продавая свою продукцию с нашей помощью. Такая технология оказывает помощь в работе миллионам малых предприятий.

Kindle — мы называем это KDP («Издательство напрямую») — вот еще один пример платформы самообслуживания, невероятно полезной для широчайшего круга творцов, скажем для авторов, труды которых мы раньше не имели возможности распространять.

Или AWS (веб-сервисы Amazon, подразделение, занимающееся облачным хранением данных) — эта услуга позволяет уменьшать капитальные и фиксированные расходы компаний. Она дает прекрасную возможность для сотен тысяч малых предприятий снижать свои затраты на хранение данных и повышать уровень гибкости в работе.

Подразделение AWS оказывает платные услуги разработчикам программного обеспечения, инженерам и их компаниям-работодателям. Прошло время, и данная сфера уже выросла для нас в весьма значимый и очень впечатляющий бизнес, стала важной частью инфраструктуры интернета, многих предприятий и государственных учреждений.

Все это чрезвычайно хорошо для малого бизнеса, чем мы очень гордимся. Естественно, у нас есть конкуренты, и в некоторых случаях, я уверен, они бы мечтали, чтобы мы не делали того, что делаем. Знаю, как можно порадовать наших конкурентов: достаточно поднять цены, замедлить скорость доставки и сократить ассортимент. Но этого не хотят наши клиенты.

— Вы начинали с продажи книг, а теперь книги пишут уже о вас. Приходилось ли вам читали публикации о себе? Если да, как вы их оцениваете?

— СМИ так хорошо и сбалансированно отзываются об Amazon, что я и мои коллеги стараемся относиться ко всему спокойно, даже философски. Если речь идет о положительном PR, не верьте ему. Если PR негативен — тоже не доверяйте этому!

Перевод

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...

Загрузка...

Работники Amazon отметили «черную пятницу» масштабной...

Сотни работников логистических центров компании Amazon устроили в пятницу, 23 ноября,...

Состояние богатейшего человека мира за вечер...

После того как акции компании Amazon в ходе вечерней сессии 1 февраля поднялись на...

Самый богатый в мире: названо имя обладателя...

Джефф Безос превзошел достижение Билла Гейтса

Еврокомиссия оштрафовала Amazon на 250 млн евро

Почти три четверти доходов Amazon не облагались налогами

Amazon получил патент на дирижабль-склад

Компания Amazon получила патент на гигантский летающий (а точнее, парящий в небе)...

Загрузка...

Исаак Трахтенберг: «Чтобы реформировать...

Академик Николай Амосов прозорливо заметил: «Если мы не решим в ходе реформирования...

Версии: даешь матриархат!

Не пора ли на фоне полного краха «мужского» всевластья, доведшего цивилизацию до...

Герои нашего времени?

Дорогая редакция «2000», пишу, отдавая себе отчет, что вы мое письмо не...

В столице состоится Х Международная пасхальная...

Ассамблея-2018 пройдет с 9 по 28 апреля, и включает 44 позиции

Была бы жаба, привыкнет и папа

Предлагаем вам посмеяться или подивиться детской непосредственности

Бальзам на душу

Капризы погоды, когда плюс с минусом чередуется по нескольку раз на дню, а...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка