Об эффективных и неэффективных собственниках

№10(810) 10 -- 16 марта 2017 г. 07 Марта 2017 2 4.9

Сторонники распродажи всех государственных предприятий утверждают, что государство не является эффективным собственником. Такой же позиции придерживается и г-н Устенко в статье «Госпредприятия — главные источники коррупции («2000», 25.11.2016). Неэффективность госпредприятий, по его мнению, порождается следующими обстоятельствами.

«...менеджеры, которых привлекают для работы на государство, как правило, не из эффективных управленцев».

«Менеджмент госпредприятий думает лишь о преимуществах, которые может получить, — деньги, преференции, льготы».

«Госпредприятия не желают работать в нормальных рыночных условиях», они «конкуренцию прогнозированно проигрывают».

«Сомневаюсь, что руководитель госпредприятия будет себя вести так, как директор частной компании».

Но если вдуматься, то эти выдержки из статьи наталкивают на совершенно иные выводы. Из них следует не то, что государство в принципе является неэффективным собственником, а то, что государством, которое имеет в виду г-н Устенко, управляют люди либо бездарные, либо преследующие явно не государственные интересы. Потому они и назначают на руководящие должности подобных «менеджеров».

Попробую подтвердить на примере Николаева, что не в форме собственности дело.

На период развала СССР и обретения Украиной независимости Николаев был не последним в десятке ее наиболее развитых в промышленном отношении городов. Все предприятия успешно работали под государственным управлением. Сегодня три судостроительных завода, численность работающих на которых в то время составляла около 50 тыс., практически бездействуют. Два из них уже давно приватизированы, а один остался государственным. Но приватизация не спасла — предприятия завалились, как и государственный завод.

Еще один пример.

Госпредприятие «Зоря-Машпроект» — научно-производственный комплекс, изготавливающий газовые турбины, — прошло сквозь невзгоды девяностых.

Чуть более 7% его продукции потребляет Украина. Остальная идет на внешний рынок, где предприятие много лет успешно конкурирует с мировыми фирмами (вопреки утверждению г-на Устенко о том, что госпредприятия «конкуренцию прогнозированно проигрывают»).

Уже не один год делаются попытки приватизировать «Зорю-Машпроект», но его коллектив и руководство упорно сопротивляются.

Прибегли вышестоящие сторонники приватизации к испытанному методу обоснования ее необходимости — нарушению нормальной хозяйственной деятельности предприятия. Для этого необходимо в первую очередь назначить соответствующего этой цели руководителя.

Если последние три гендиректора, назначенные в советские времена, возглавляли предприятие 38 лет, то за 6 последних лет назначен уже пятый. Четыре предыдущих генеральных не оправдали возложенных на них надежд. Мощный научный инженерный и административный костяк «Зори-Машпроект» не дал им возможности довести завод до кризисного состояния.

Новая власть решила применить иные методы для достижения тех же целей. Сначала лишили предприятие многолетнего стабильного заказчика — России. Даже пример столь любимых США их не остановил. Президент Обама с трибуны юбилейной сессии ООН объявил Китай и Россию главными врагами США. Но это не мешает Штатам поддерживать крупномасштабные торгово-экономические отношения с Китаем. К России применяются санкции, но они не мешают США закупать у нее двигатели для космических ракет. Объяснение всему простое: им это выгодно. А наши власть имущие не здравым смыслом и интересами страны руководствуются, а все время что-то кому-то демонстрируют, и, как правило, во вред Украине.

ГП «Зоря-Машпроект» выдержало этот удар и занялось поиском новых заказчиков. В частности, оно рассчитывало на тендер, объявленный «Укртрансгазом», который выиграло Сумское машиностроительное НПО. Турбины «Зори-Машпроект» являются главными двигателями газоперекачивающих станций, производимых Сумским НПО, и составляют 30% их стоимости.

Вскоре без объяснения причин результаты тендера были отменены. Но главное, на что следует обратить внимание, как отреагировал на происходящее премьер Гройсман.

Дважды на днях правительства в Верховной Раде депутат от Николаева Артем Ильюк задавал ему вопрос, почему отменены результаты тендера и что собирается делать Кабмин для нормализации загрузки «Зори-Машпроект».

В конце концов г-н Гройсман продекларировал, что для правительства очень важно загружать предприятия. А по существу сказал, что, вероятно, будет объявлен какой-то новый тендер, в котором можно принять участие. Ну а вообще — это, мол, вопрос субъектов хозяйствования. Иными словами, не наше это дело.

Учитывая, что у Сумского НПО в Украине нет конкурентов в производстве газоперекачивающих станций, возникает вопрос: не являются ли эти тендерные игры стремлением сдать заказ какому-либо зарубежному производителю? Ведь с зарубежными фирмами проще удовлетворять интересы не только производства продукции.

При назначении таких руководителей, как охарактеризовал их г-н Устенко, и при таком отношении к госпредприятиям, какое продемонстрировал г-н Гройсман, только редкие из них в состоянии достигать положительных результатов. Большинство же неизбежно станут неэффективными. И не в силу того, что они государственные, а в связи с тем, что не государственники и не профессионалы управляют экономикой.

Утверждая, что «госпредприятия — главные источники коррупции», г-н Устенко пишет: «Если мы сохраняем госсобственность, то все равно наполняем «коррупционные каналы деньгами», «госпредприятия и являются источниками коррупции».

Доказательств автор не приводит, но при таком, как изложено выше, руководстве экономикой, вероятно, он прав. Однако для борьбы с коррупцией главное — найти не ее источники (хотя это тоже важно), а ее организаторов и потребителей ее плодов. Кто они, можно судить по результатам первого этапа е-декларирования, в котором руководители предприятий участия не принимали. Какова их доля в дерибане государственных средств, покажут следующие этапы.

Очень оригинальное по этому поводу заключение автора: если за коррупцию в Украине арестовать замминистра нереально, то «это явление (коррупцию. — Авт.) нужно победить другими методами». И он поясняет, какими: распродать все госпредприятия. Гениальный вывод сродни народной присказке: «Если водка мешает работе, брось работу».

И обобщающий вывод г-на Устенко: к экономическим процессам в стране власти «не должны прикасаться даже теоретически». Правда, он признает, что «редкие исключения» все же бывают, но не считает их достойными внимания. И потому, упомянув Китай, прошел его как-то вскользь, пренебрегая тем, что это «редкое исключение» — почти четверть мировой экономики, что в Китае все базовые отрасли находятся в госсобственности, и это не помешало (а скорее — способствовало) достижению такого результата за 30 лет интенсивного устойчивого развития.

Немаловажно то, что приватизация как таковая в Китае не осуществлялась. Миллиардеры там сами себя создавали годами с нуля. Но г-н Устенко причину того, что Китай стал «исключением», усматривает лишь в расстрельной статье за коррупцию. Как, оказывается, все просто!

О Беларуси автор вспомнил лишь в том плане, что МВФ требует, чтобы она проводила приватизацию. Но почему-то мимо его внимания прошел тот факт, что эта страна в отличие от Украины сохранила и приумножила все доставшееся от СССР. За годы независимости, находясь под жесткими санкциями Запада, в 2,5 раза увеличила ВВП. При этом в ее экономике удельный вес госсектора значительно выше, чем в Китае. И с приватизацией Беларусь не торопится, проводит ее осмысленно и без суеты, не отдавая в частные руки управление базовыми отраслями.

Кстати, за коррупцию в Беларуси не расстреливают.

Вспоминая лихие 1990-е, г-н Устенко пишет: «Фактически произошла узурпация собственности в руках отдельных лиц, которые в условиях коррумпированного государства имели доступ к органам власти и смогли за бесценок получить огромные активы. Но этот опыт учтен... и все понимают, какие ошибки допустили».

Таким образом, автор сделал четко обозначенный логический посыл. Однако затем следует совершенно не соответствующий ему вывод: «Мне не нравится путь, который фактически может отдать госпредприятия снова в руки олигархам. Но он, пожалуй, единственно возможный сегодня». Вот так учтен опыт, и все понимают ошибки!

И еще одно весьма примечательное утверждение: «Единственное исключение — естественные монополии», над ними «надо сохранить государственную собственность».

И это на фоне всего сказанного о губительном влиянии на экономику страны госсобственности и неизбежно порочных госменеджеров. Ведь естественные монополии — это, как правило, мощные хозяйственные структуры, и, по логике автора, они, находясь в госсобственности, неизбежно погубят государство.

И наконец, самое удивительное (хотя, возможно, уже пора перестать удивляться): г-н Устенко будто бы не понимает, откуда взялись те самые предприятия, значительную часть которых еще в 1990-е за бесценок «узурпировали» будущие олигархи; многие же разорены, разграблены или на ладан дышат. А оставшиеся еще в более или менее рабочем состоянии надо непременно распродать. Ему будто неведомо, что все это создали и многие годы всем успешно управляли те самые «неэффективные госсобственники».

Так не лучше ли, отбросив то негативное, что было свойственно СССР, использовать положительное в управлении промышленностью с учетом современного опыта Беларуси и Китая? И возможно ли это в условиях доведенной до нынешнего состояния экономики? И где те «рулевые», способные на нечто подобное?

Не знаю, откуда черпает г-н Устенко свои суждения об управлении госпредприятиями. Я о нем сужу из личного опыта. Уже во времена созданных Хрущевым совнархозов я работал главным инженером судоверфи и имел достаточно широкие контакты со смежными предприятиями не только судостроительного профиля, с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями. Пять лет руководил подразделением Минсудпрома, которое специализировалось на проблемах организации управления производством и поддерживало деловые связи со всеми предприятиями министерства.

За годы своей работы я побывал почти на всех судостроительных заводах страны от Николаевска-на-Амуре, Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска до европейской части страны, включая все заводы Украины. Основываясь на деловых и нередко личных контактах с руководящими работниками предприятий, смею заверить, что в подавляющем большинстве это были люди, достойные тех должностей, которые они занимали. Эпитеты, которыми наделил «менеджеров» госпредприятий г-н Устенко, — не о них. То же могу сказать о руководителях и специалистах Минсудпрома, — случайные люди в руководство отраслью не попадали.

После обретения Украиной независимости общался с руководящим составом Третьего управления «Минмашпрома», которое в те времена руководило судостроительной промышленностью. Увидев, каков уровень его профессионализма, не понял, как такие люди могли попасть в руководящий орган тогда еще мощной судостроительной отрасли нашей страны.

А что касается коррупции, главным источником которой, как утверждает г-н Устенко, являются госпредприятия, то за 43 года работы в разных должностях я с ней не сталкивался и от коллег о ней не слышал.

На бытовом уровне взяточничество имело место. Отличалась в этом плане торговля. Где-то оно, вероятно, было и в иных сферах, но в сравнении с тем, что творится сегодня, — это были «дитячі іграшки», которые и коррупцией не назовешь.

Нынешняя властная, промышленная, финансовая и прочая, простите за выражение, «элита» жирует. А в том, что творится в стране, обвиняют кого угодно и происходящее объясняют чем угодно (вроде пресловутой неэффективности госсобственности), но только не своей никчемностью.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Новые монстры и угрозы

Если найдется политик, который сумеет создать новый англосаксонский союз, мы можем...

Исаак Трахтенберг: «Чтобы реформировать...

Академик Николай Амосов прозорливо заметил: «Если мы не решим в ходе реформирования...

Версии: даешь матриархат!

Не пора ли на фоне полного краха «мужского» всевластья, доведшего цивилизацию до...

Герои нашего времени?

Дорогая редакция «2000», пишу, отдавая себе отчет, что вы мое письмо не...

В столице состоится Х Международная пасхальная...

Ассамблея-2018 пройдет с 9 по 28 апреля, и включает 44 позиции

Была бы жаба, привыкнет и папа

Предлагаем вам посмеяться или подивиться детской непосредственности

Бальзам на душу

Капризы погоды, когда плюс с минусом чередуется по нескольку раз на дню, а...

Ядовитый поцелуй

Без этого предмета дамскую косметичку нельзя посчитать заполненной, потому что каждая...

Ломать успеется

Узнать об измене любимого человека или только подозревать его в этом — страшный...

Скажи мне, кем ты работаешь, — и я скажу, грозит ли тебе...

Перечень причин разрыва отношений необычайно широк — это и измена, и отсутствие...

Отложите память в сторону

Как во Львове реагируют на скандальный польский закон? Почему в Днепре ленинградских...

Комментарии 2
Войдите, чтобы оставить комментарий
Анатолий Федотов
09 Марта 2017, Анатолий Федотов

По поводу "успевай отбиваться", не скажу, а статья абсолютно правильная. Вся беда в том, что эффективность гос, пусть и заадминистрированных Советских предприятий, нынешним властям просто не нужна. "Хатинки" для них всех и их деток, внуков,,, начиная с г.Кравчука готовы, а чем меньше нас, тем меньше головной боли у США и ЕУРОПЫ.

- 6 +
Анатолий Гонтар
08 Марта 2017, Анатолий Гонтар

Ознакомился с материалом, отлично многое расписано, но ... уже не для нас! А что вы хотите - ведь недавно назначил в ведомство Гройсмана заместителем министра эенергетики молоденькую девицу 27 лет??!!??? Какое там управление экономикой - там только успевай отбиваться от наседающих самцов!

- 12 +
Авторские колонки

Блоги

Ошибка