Религия и моральность — несовместимы

№15 (554) 15 - 21 апреля 2011 г. 13 Апреля 2011 0

В «2000», №7 от 18.02.11 г. в блоке «Свобода слова» опубликованы статьи «Безглуздо жити — найпростіше» Александра Ярового, кандидата филологических наук; «За красным восходом — оранжевый закат» Игоря Друзя; «Неверье — слепота, а чаще свинство» А. А. Сердюка и «Как я стала безбожницей» Марии Афанасьевны Мороз.

От всей души благодарю редакцию за подборку этих публикаций. Прежде всего, хочу отметить, что верно и доходчиво на все три статьи, перечисленные выше, ответила Мария Афанасьевна. Я так не смог бы. Не достает мне ее эрудиции.

Далее хочу извиниться перед Александром Александровичем Сердюком за то, что не смог ответить на его письмо. За него я ему бесконечно благодарен.

Хочу также сделать комплимент Александру Яровому. Он не первый раз публикуется в «2000». И все его статьи — на украинском языке. Истинный кандидат филологических наук. Его украинский легко читается, легко понимается. Знакомясь со статьями Ярового, лишний раз убеждаюсь, что литературный украинский язык певуч, читается с удовольствием.

А теперь попробую ответить на выпады Ярового в мой адрес. Возможно, слово «выпады» не совсем удачное, но, думаю, мне, древнему старику, простится.

В начале статьи Ярового сказано: «...який підписався іменем Я. I. Русь». Свои письма я всегда подписываю своим настоящим именем — Русь Яков Иванович. Читаю дальше: «...атеїст живе невідомо для чого. Він визнає, що займається тимчасовим у тимчасовому світі. I ніякого кінцевого результату численні покоління не лишають: було та й загуло...» Я где-то недавно вычитал, что на Земле сейчас проживают около 7 млрд. чел. Так вот, не могут все 7 млрд. после себя оставить след. Дети, внуки, правнуки еще будут помнить о своих родителях. А след на Земле, т. е. свои труды в философии, литературе, поэзии, музыке, живописи, архитектуре и т. д., оставляют потомкам только гении и таланты. А их не так уж много по сравнению со всем человечеством.

«...Пан Русь просто не розуміє, що атеїзму як такого насправді не існує». Раскрываю том 2-й БСЭ на стр. 369 и читаю: «Атеизм (франц. atheisme, от греч. a — отрицат. частица и theos — бог: буквально — безбожие), отрицание существования бога, к.-л. сверхъестественных существ и сил и связанное с этим отрицание религии». Если неправду написали в БСЭ, значит, и я не прав.

«...Вже треба думати не над питанням: чи Бог є?.. Треба вже ставити питання: чи є людина?(!) Бо без релігійної норми, виявляється, «все можна». Ви подивіться, як навіть за останню чверть століття здеградувала мораль на планеті». На моей памяти в Советском Союзе, где пропагандировали атеизм, такого разврата, как сейчас, не было. С приобретением «незалежності», несмотря на то что церковнослужителей стало на два порядка больше, пьянство, наркомания, сексуальная распущенность, разбой, воровство и другие негативные явления увеличились в разы. Современная власть считает, что свобода — это вседозволенность.

В своих статьях антиатеисты часто приводят в качестве негативного примера философа Ницше. А почему уважаемые кандидаты наук не читают выдающегося философа XIX в. Артура Шопенгауэра? У меня мало его произведений. Есть «Мир как воля и представление» в двух томах, «Две основы проблемы этики», «О свободе воли», «Об основе морали», «Афоризмы житейской мудрости». Скажу честно: не все доступно моему пониманию, может, потому, что приобрел поздно, в 2001-м, когда мне было уже 72 года. Но многое не только понятно, но и читается с интересом, перечитываю по многу раз. Шопенгауэр — это не религия, это наука. Убедительная наука! Но не вырывайте из текста цитаты. Атеистом я стал с самого детства. Я детдомовец. А прочитав Шопенгауэра, стал убежденным атеистом.

Яровой справедливо отмечает: «Им'я бога офіційно не згадувалося в Радянській країні, але скільки ж було подвигів, бойових і трудових, скільки великодушності, взаємодопомоги поміж людьми, яка була працелюбність, мораль і висота духу!»

А что мы видим сейчас, когда религии (церквей, священнослужителей) больше, чем надо?

Далее автор, несмотря на свою ученость, переходит на оскорбление! В начале статьи он приводит слова из моего письма: «Человек рождается по желанию или не по желанию своих родителей. Прожив жизнь и оставив после себя след, или не оставив никакого следа, уходит из жизни. Так распорядилась природа...» Что здесь неправдоподобного или обидного? Яровой пишет: «Хочеться йому бути тільки перегноєм після закінчення свого земного існування — будь ласка». Почему перегноем? Почему не написать «прахом»? Тем более что от каждого умершего остается прах. Так было бы интеллигентнее.

Автор убеждает нас, что в памяти людской святые живут дольше, чем выдающиеся умы человечества, ссылаясь на Гоголя. Ну, во-первых, святые долго живут в памяти только религиозных людей. Мы не знаем, кем были люди, которых церковь назначила в святые. Но примеры создания святых наблюдаем в современности. Императора Николая II, который развязал в 1904 г. войну с Японией и в 1914 г. — с Германией, который, отрекшись от престола, допустил развал Российской империи, довел до революции, а затем гражданской войны, российское духовенство объявило святым. Это как на Украине Ющенко сделал героями Мазепу, Бандеру, Шухевича. И если бы «демократия» Ющенко протянулась еще 5—10 лет, этих «героев» духовенство сделало бы святыми.

«Там, де голос Бога у душах людських, — там правда і добро. Там, де голос ворога Божого, — зло, обман, вічна колотнеча и зведення рахунків». Или господин Яровой не читает прессу, или притворяется, что не знает, как христиане на Украине отбирают друг у друга храмы.

Но вот читаю у А. Шопенгауэра «Об основе морали»: «Мораль христианства — гораздо более высокого порядка, чем у прочих религий, когда-либо появлявшихся в Европе; но кто на этом основании стал бы думать, что в такой же степени улучшилась европейская моральность и что в настоящее время она превосходит, по крайней мере, все существующие, того можно было бы скоро убедить в том, что среди магометан, гебров, индусов и буддистов честность, верность, терпимость, мягкосердечие, благотворительность, благородство и самоотверженность встречаются, по крайней мере, столь же часто, как и среди христианских народов; мало того, сравнение оказалось бы скорее даже не в пользу христианства, если принять во внимание длинный список сопровождавших его бесчеловечных жестокостей в многочисленных религиозных войнах, непростительных крестовых походах, в истреблении значительной доли коренных обитателей Америки и заселении этой части света при-гнанными из Африки рабами — неграми, без права, без намека на право, вырванными из своих семей, своего отечества, своей части света и обреченными на бесконечную каторжную работу; в неустанных преследованиях еретиков и вопиющих инквизиционных трибуналах, в Варфоломеевской ночи, в казни 18 000 нидерландцев Альбою и т. д. и т. п.

Вообще же, если превосходную мораль, какую проповедуют христианская и, в большей или меньшей степени, всякая религия, сравнить с практикой их последователей и представить себе, куда бы последняя зашла, если бы преступления не сдерживались светскою властью, и чего даже мы могли бы опасаться, если бы все законы были отменены, хотя бы только на один день, то придется сознаться, что действие всех религий на моральность, собственно, очень ничтожно».

А ведь это не советская пропаганда, это было написано в 1840 г.

Уважаемые Александр Яровой, Игорь Друзь и Александр Александрович Сердюк, используя свою ученость, перемешивают в своих статьях правду с вымыслом. Тем самым стараются оболванить доверчивых читателей. Нечестный прием!

Справедливо пишет Мария Афанасьевна Мороз: «Взять 10 библейских заповедей — как будто все хорошо. Но сколько противоречий! Написано «Не убий» — а сколько знаем войн, крестовые походы, и все освящалось именем Бога. (В Украине и сейчас священники вмешиваются в воспитание военнослужащих. — Авт.) ... Сколько убийств и политических, и бытовых, и вера в Бога не помогает. «Не укради»... В Украине разворовали все, что было создано всем советским народом... «Не прелюбодействуй» — а что делается в стране! Газеты, журналы, телевидение открыто и цинично рассказывают о сексе, о том, что есть тайной для двоих и что не надо афишировать...» А куда же смотрят наши религиозные проповедники?

Считаю, что еженедельнику надо чаще печатать статьи на антирелигиозную тему.

п. Таромское, Днепропетровск

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Исаак Трахтенберг: «Чтобы реформировать...

Академик Николай Амосов прозорливо заметил: «Если мы не решим в ходе реформирования...

Версии: даешь матриархат!

Не пора ли на фоне полного краха «мужского» всевластья, доведшего цивилизацию до...

Герои нашего времени?

Дорогая редакция «2000», пишу, отдавая себе отчет, что вы мое письмо не...

В столице состоится Х Международная пасхальная...

Ассамблея-2018 пройдет с 9 по 28 апреля, и включает 44 позиции

Была бы жаба, привыкнет и папа

Предлагаем вам посмеяться или подивиться детской непосредственности

Загрузка...

Бальзам на душу

Капризы погоды, когда плюс с минусом чередуется по нескольку раз на дню, а...

Ядовитый поцелуй

Без этого предмета дамскую косметичку нельзя посчитать заполненной, потому что каждая...

Ломать успеется

Узнать об измене любимого человека или только подозревать его в этом — страшный...

Скажи мне, кем ты работаешь, — и я скажу, грозит ли тебе...

Перечень причин разрыва отношений необычайно широк — это и измена, и отсутствие...

Отложите память в сторону

Как во Львове реагируют на скандальный польский закон? Почему в Днепре ленинградских...

Новогодняя ель: встряхнуть перед установкой!

На новогодние праздники украинцы покупают обычно свыше полумиллиона хвойных деревьев...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка