Голем Бабьего Яра

05 Мая 2020 4.7

Скандал вокруг негосударственного Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» обнажил проблему применимости современных технологий и художественных практик в области исторической ретроспекции. 

Большинство читателей «2000» определенно знакомы с персонажем еврейской средневековой мифологии –  Големом. По легенде, в XVI веке этого глиняного великана слепил и оживил с помощью каббалистической магии  пражский раввин Бен Бецалель (равви Лев). Голем был создан для  защиты еврейского народа, главным образом для предотвращения кровавого навета, т.е. обвинений в ритуальных убийствах людей других вероисповеданий. Т.о. Голем противодействовал провокациям против еврейской общины и выполнял другие «черные работы».

Исполнив задание, искусственный человек, посредством магии превращался в прах и должен был возрождаться каждые 33 года. Однако случалось, что Голем выходил из-под контроля создателя, и тому приходилось применять все свои магические знания, чтобы изгнать из нашего мира вызванные к жизни потусторонние силы.

С середины XIX века Голем становится героем множества литературных произведений. С помощью этого персонажа европейские авторы, в том числе Мэри Шелли, Густав Майринк, Томас Манн, Станислав Лем и др., отображают широкий круг идей, таких как борьба с несправедливостью и стремление народных масс к освобождению от эксплуатации, противостояние человека и машин, конфликт героя произведения с административным управленческим аппаратом и даже возможность создания универсального и послушного солдата, которым якобы занимались в сталинском СССР и нацистской Германии.

С недавних пор отчетливые големические ассоциации вызывает и скандальная ситуация, связанная с созданием мемориального комплекса «Бабий Яр» в Киеве.

Украинское поле экспериментов

29 апреля большая группа деятелей культуры Украины и зарубежья (порядка 70 человек) обратилась к главе наблюдательного совета  мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» – известному в прошлом советскому диссиденту, а затем израильскому политическому деятелю Натану Щаранскому с требованием уволить художественного руководителя мемориального центра – российского режиссера Илью Хржановского.

https://ukr.lb.ua/culture/2020/04/29/456408_ukrainski_kulturni_menedzheri.html

Авторы заявления, среди которых оказались глава правления НСТУ Зураб Аласания, известные литераторы Сергей Жадан и Оксана Забужко, десятки ученых-гуманитариев, в том числе Иван Козленко (гендиректор Национального центра Александра Довженко), социолог Иван Козаченко (Кембридж, Великобритания), литературовед Олег Коцюба (Гарвардский институт, США) и др.,  считают недопустимыми методы мемориализации памяти жертв Бабьего Яра, к которым прибегает Хржановский.

Как утверждает главный историк Мемориала Карел Беркгоф, прекративший сотрудничество с проектом в феврале нынешнего года, среди методов, предложенных Хржановским, – строительство «психометрических алгоритмов», участие в экспериментах, в «которых посетители оказываются, в частности, в роли жертв, коллаборантов, нацистов и военнопленных, которых принуждали сжигать трупы» и т.д.

Эти предложения Хржановского Беркгоф назвал антинаучными и противоречащими Международному уставу мемориальных музеев (International Memorial Museums Charter).

Авторы обращения также считают недопустимыми неоднократно озвученные художественным руководителем мемориального центра планы перенести в сферу комеморации трагедии Холокоста методы, апробированные во время работы над проектом «Дау». Так называется серия фильмов, снятых Хржановским в 2008– 2011 гг. в Харькове по мотивам воспоминаний жены академика Льва Ландау – Коры Ландау-Дробанцевой «Академик Ландау. Как мы жили». Некоторые специалисты называют их методами социальной инженерии.

Как бы то ни было, данный проект является вершиной кинематографического опыта Ильи Хржановского и требует отдельного описания.

Так они и жили

Главный фигурант скандала вырос в элитарной московской семье и получил хорошее образование. Его отец –  известный российский мультипликатор Андрей Хржановский, дед – художник и артист эстрады – Юрий Хржановский. Именно голос Юрия Хржановского мы слышим за кадром трогательного кинофильма «Белый Бим – черное ухо».

Илья Хржановский еще в юношеские годы заинтересовался фигурой выдающегося физика, участника советского атомного проекта и лауреата Нобелевской премии 1962 года – Льва Ландау. Биография выдающего ученого действительно полна неожиданностей и дает прекрасную возможность для экранизации. В 1932– 1937 гг. Лев Ландау работал в харьковском Физико-техническом институте, многие сотрудники которого впоследствии были арестованы органами НКВД.

Ландау миновала эта участь. Он по приглашению Петра Капицы переехал в Москву, где возглавил теоретический отдел только что созданного Института физических проблем.

Однако в 1938 г. Лев Ландау все же оказался в тюрьме как участник «Антифашистской рабочей партии». Ученый якобы отредактировал листовку, призывающую к свержению Сталина, где тот называется фашистским диктатором и сравнивается с Гитлером и Муссолини. Листовка предназначалась для распространения среди студентов во время празднования Первомая. Однако участники группы были арестованы.

Ландау провел в тюрьме год и чудом избежал смерти благодаря заступничеству всемирно известного датского физика Нильса Бора и Петра Капицы, взявшего ученого на поруки. Капица собственноручно поручился перед Берией, что в его институте Ландау не будет заниматься контрреволюционной деятельностью.

В дальнейшем, надо полагать, ни Сталин, ни Берия не раскаивались в том, что сохранили жизнь выдающемуся ученому. В 1945– 1953 гг. Ландау участвовал в советском атомном проекте и был удостоен трех Сталинских премий и награжден орденом Ленина. В 1954 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического труда.

В наши дни фигура выдающегося физика еще больше привлекла внимание интеллектуалов, благодаря воспоминаниям его жены Коры Ландау-Дробанцевой. Работу над мемуарами, которые содержат подробности свободной личной жизни академика и нелицеприятные оценки, которые он давал многим крупным ученым, жена Ландау начала после смерти мужа в 1968 г. и писала воспоминания 10 лет. Однако в СССР они циркулировали исключительно в виде самиздата и были опубликованы только в 2002 г.

Именно на этих воспоминаниях и основывается кинопроект Ильи Хржановского – «ДАУ».  Изначально режиссер планировал создание полнометражного художественного фильма об академике. Однако постепенно замысел разросся до мультимедийного междисциплинарного проекта, ставившего задачу осмысления природы тоталитарной эпохи, в которой пришлось жить академику Ландау и его современникам.

Для этого в Харькове на месте бывшего бассейна «Динамо» были построены декорации Физико-технического института –  площадью 12 тыс. м кв. Т.о. институт стал не только крупнейшей съемочной локацией Европы, но и закрытой площадкой, на которой участники съемочного процесса проживали в параллельной тоталитарной реальности, как ее представлял режиссер и автор проекта. Обошлась эта затея примерно в $ 10 млн., значительную часть из которых предоставил Хржановскому российский бизнесмен, уроженец Львова Сергей Адоньев.

Результатом съемок и осмысления отснятого материала стало создание полутора десятков разрозненных фильмов, которые в настоящее время за небольшую плату выкладываются на сайте проекта «ДАУ».

Сама же кинопремьера проекта состоялась в Париже – в двух кинотеатрах и Центре Жоржа Помпиду в январе 2019 г. И уже тогда критики заметили, что работы Ильи Хржановского отличаются от традиционного кинематографа тем, что сцены насилия и секса, которые были показаны в проекте, по большей части были настоящими, а сам проект является смесью реалити-шоу, игрового и документального кино.

Год спустя одна из работ –  «ДАУ. Наташа» –  была представлен на Берлинском кинофестивале. В январе 2020 г. оператор этого фильма – Юрген Юргес получил «Серебряного медведя» –  «За выдающийся художественный вклад». Однако эта награда Берлинале также связана с предыдущими работами оператора, сотрудничавшего с такими выдающимися режиссерами, как Райнер Вернер Фассбиндер, Вим Ведерс и др. Кроме того, 79-летний Юрген Юргес является одним из основателей Немецкой киноакадемии.  

Демонстрация же самого фильма «ДАУ. Наташа» и здесь сопровождалась скандалом и бурным осмыслением допустимости методов, примененных Ильей Хржановским в ходе съемочного процесса. Как сообщает Deutsche Welle, одна из берлинских газет охарактеризовала фильм как опасную смесь реальности и вымысла. Еще одна газета –  Die Tageszeitung –  опубликовала статью, в которой неназванные исполнительницы женских ролей в фильме выдвинули обвинения в адрес режиссера в сексуальных домогательствах и «предположительно изнасиловании на съемочной площадке».

https://www.youtube.com/watch?v=HDUv7jpjtGo

Талант и его поклонники

В прошлом месяце скандал вокруг проекта «ДАУ» заметили и в Украине.  Прокуратура Харьковской области по инициативе ювенальных прокуроров зарегистрировала сразу два досудебных расследования по фактам пыток и изготовления и распространения произведений, пропагандирующих культ насилия. Внимание прокуратуры привлекли надрывно плачущие младенцы, один из которых содержался в клетке. Эти кадры были показаны по нескольким украинским телеканалам.

Как указано на сайте Генпрокуратуры, анализ данных из сети интернет, выявил «факты, которые могут свидетельствовать о нарушении прав и свобод детей и интересов государства в сфере охраны детства во время съемок фильма «ДАУ. Дегенерация» на территории города Харькова.

По информации правоохранителей, несовершеннолетним, вероятно, из числа детей-сирот, группой лиц в процессе кинопроизводства могли быть причинены физическая боль или моральное страдание путем насильственных действий. Кроме того, с обнародованных кадров фильма следует, что видео, из которого получены эти изображения, может иметь признаки произведения, пропагандирующего культ насилия и жестокости или дискриминации».

https://www.gp.gov.ua/ua/news?_m=publications&_c=view&_t=rec&id=271436

Благотворительный фонд Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» отреагировал на это событие заявлением, в котором одновременно говорится о недопустимости насилия «ни в прошлые времена, ни сейчас», призывом к СМИ,  общественности – «быть объективными в распространении комментариев относительно работы Фонда и осознавать, что   Мемориальный центр Холокоста «Бабий Яр» и проект «Дау» — это совершенно разные проекты».

Вместе с тем авторы заявления признают, что Илья Хржановский известен своими кинематографическими проектами, посвященными исследованию природы и влияния тоталитарной советской системы на общество. «С позиции наблюдательного совета фонда, в состав которого, в частности, входят авторитетные деятели культуры и правозащитники, такой человек мог бы предложить новое, уникальное видение художественной составляющей проекта», –  говорится в заявлении.

Сам виновник скандала в интервью изданию Bird in Flight заявил, что «в России его творчество пытается дискредитировать государство, а в Украине – группа лиц, которым больше подходит название «организованная преступная группа».  

В РФ Минкульт отказался выдать прокатные удостоверения четырем фильмам из проекта «ДАУ», поскольку они якобы содержат элементы порнографии. Такую оценку своего творчества Илья Хржановский считает оскорбительной и подал в суд на Министерство культуры РФ.

Он также отрицает все обвинения в свой адрес, сделанные в Украине, и не собирается добровольно покидать должность художественного руководителя Мемориального центра «Бабий Яр».

Судьбу Хржановского в должности художественного руководителя мемориала «Бабий Яр», очевидно, будет решать представительный набсовет  этого благотворительного фонда, который, помимо Натана Щаранского, составили: президент Всемирного еврейского конгресса Рональд Лаудер (США),  экс-гендиректор ЮНЕСКО Ирина Бокова (Болгария), бывший президент Польши Александр Квасьневский и экс-министр иностранных дел Германии Йошка Фишер, главный раввин Киева и Украины Яков Дов Блайх, певец Святослав Вакарчук, боксер Владимир Кличко, а также российские банкиры Михаил Фридман и Герман Хан, влиятельный украинский бизнесмен Виктор Пинчук и некоторые другие люди, обеспечивающие проекту высокий общественный статус и финансирование.

Однако, вне зависимости от принятого ими решения, скандал вокруг сериала «ДАУ» оказался очень к месту, поскольку привлек внимание общественности к тому, что уже через несколько лет появится поблизости от самого известного в Украине места массовых казней военнопленных и местных жителей.  

История этого места, где в период оккупации Киева во время Великой Отечественной войны, по разным данным, было уничтожено около 150 тыс. человек, в том числе 50 тыс. евреев, в действительности является слишком значимой для памяти еврейского народа. В Бабьем Яру была уничтожена практически вся еврейская община довоенного Киева.

Поэтому и стало возможно появление негосударственного мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» и одновременного благотворительного фонда.

При этом, несмотря на участие в проекте сразу нескольких людей, называемых олигархами, строительство самого мемориала предполагается вести за счет фандрайзинговой компании, т.е. методом сбора пожертвований со всего мира. Это значит, что его профинансируют десятки тысяч потомков людей, уничтоженных Холокостом, и неравнодушных людей других национальностей.  

Однако украинцам, русским и представителям других народов, проживающим на территории Украины, также небезразлично, как и какими методами будет реализован проект.

Из высказываний самого Ильи Хржановского становится понятно, что для глубокого раскрытия темы Холокоста будут использованы иммерсивные технологии, предполагающие полное или частичное погружение посетителей мемориального центра в виртуальную реальность.

В процессе реализации проекта предполагается использование технологии виртуального изменения лиц – Deep Fake. Т.е. даже знакомые люди, захотевшие испытать то, что чувствовали палачи и жертвы Бабьего Яра, не смогут опознать друг друга.

Кроме того, в процессе художественной реализации будут задействованы сильные раздражители, которые будут оказывать глубокое эмоциональное воздействие на посетителей, такие как «звуки, ощущение влажности вокруг, низкая температура, металл, мягкий пол, запахи и неуверенность относительно длины отрезка маршрута».

Посетители мемориала смогут пройти через Бабий Яр своим собственным маршрутом, в основе которого будет возможность этического выбора.

Неподъемный груз памяти

Однако многие задаются вопросом: уместны ли художественные эксперименты на месте массовых расстрелов? Ведь даже бывшие заключенные концлагерей отнюдь не были готовы к передаче этого опыта своим близким и спустя много лет после войны старались уберечь их от тяжелых воспоминаний.

«Костюмированное шоу» в «Бабьем Яру» с виртуальным перевоплощением в нацистских палачей, коллаборационистов из числа украинских националистов, их невольных пособников – советских военнопленных или жертв расстрелов – военнослужащих Красной Армии и мирных жителей Киева –  однозначно может трактоваться как травмирующий опыт для всех без исключения участников постановки.

В мире еще нет прецедентов подобным проектам. И автору очень трудно представить, чтобы Илья Хржановский при всей его кажущейся или действительной гениальности получил возможность построить подобный мемориал в России на месте одного из лагерей ГУЛАГ или воссоздать нацистский концлагерь в одной из стран Восточной Европы.   

Однако, можно предположить, что в некоторых случаях садомазо-реалити окажется привлекательным для индивидуумов с психическими отклонениями. И тогда Бабий Яр может стать местом инициации и паломничества неонацистов и некрофилов со всего мира, а Украина из объекта Холокоста – окончательно превратится в его субъекта, чему, кстати, изрядно способствует нынешняя политика обеливания участников актов антисемитизма первой половины XX века под предлогом их борьбы за становление национального государства. Не случайно некоторые критики назвали мемориальный проект Хржановского – «холокостным диснейлендом».

https://lechaim.ru/news/holokostnyj-disnejlend-istoriki-govoryat-chto-skandalnyj-rezhisser-hochet-prevratit-ukrainskij-muzej-v-odin-iz-nih/

Что касается иммерсивных технологий, то они в настоящее время все более широко применяются в журналистике и театре. К примеру, прошлой осенью российский режиссер Михаил Патласов и актер Евгений Миронов представили спектакль «Я убил царя» о расстреле Николая II и его семьи. Зрители смотрели постановку в очках виртуальной реальности (VR) и наушниках. С помощью этих гаджетов они оказывались в расстрельном колодце, где их сопровождали свидетельства участников тех событий.

https://novayagazeta.ru/articles/2019/11/29/82920-evgeniy-mironov-rasstrelnyy-kolodets-vse-esche-otkryt

На прошлогоднем конкурсе Всемирной газетной и новостной ассоциации (WAN-IFRA) European Digital Media Awards в Вене в разделе «лучшее использование онлайн-видео и VR» было представлено сразу несколько работ, сделанных французскими, голландскими и российскими телекомпаниями.

Новый формат подачи информации с использованием виртуальной и дополненной реальности позволяет, к примеру, наглядно показать, как видит мир человек с диагнозом аутизм, или как слепой ориентируется  в пространстве. Однако первопроходцы этих технологий подходят к ним очень избирательно и ответственно. В таком же подходе нуждается и осмысление трагедии Бабьего Яра.

Джерело пам’яті

Хто був тут першим, кому завдячує іменем цей благодатний острівець земної краси –...

Принадлежит вечности

Сегодня 22 июня. А значит, на календаре день начала самой масштабной и кровопролитной из...

Знамя возмездия

Наши отцы и деды победили не Германию! Они победили фашизм, вот ту идею...

Редактор Победы

Ивану ГУМЕНЮКУ достался довольно необычный противник — ему пришлось воевать... с...

Великая победа на медицинском и эпидемиологическом...

Не слишком известная широкой общественности, но важная сторона Великой Отечественной...

Почему Победа наступила именно 9 мая

Ни один человек в здравой исторической памяти не поставит под сомнение всемирно...

Наша Победа. Движение сопротивления в Нидерландах

Гитлер захватил эту страну всего за  шесть дней. Чтобы запугать, разбомбил один из...

Знамя Победы над Рейхстагом. История одной фотографии

Знамя Победы над Рейхстагом  в мае 45 года. Этот снимок стал символом свержения...

Судьба, продиктованная войной

Светлой памяти нашей бабушки Лидии Ефимовны Трактирщик

С освободительной миссией

Зафронтовые группы НКГБ УССР в странах Восточной Европы

21 апреля – день освобождения Польши

21 апреля был подписан договор о дружбе между Польшей и Cоветским Союзом.  Программа...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка