Законная незаконность

27 Августа 2012 0

В Киеве, как и в других городах Украины, периодически проводятся митинги и демонстрации, в результате которых перекрываются улицы, блокируется работа общественного транспорта, и создаются автомобильные пробки.

Многие жители столицы наверняка задаются вопросом, куда смотрят местные власти и милиция. Вся проблема в том, что у нас до сих пор нет закона, регулирующего проведение массовых публичных акций. Еще в мае 2008 года в ВР был подан законопроект №2450 «О порядке организации и проведения мирных мероприятий», который через месяц был принят за основу. На этом дело так сильно затормозилось, что только в марте нынешнего года было принято постановление о направлении его на повторное второе чтение. Скорее всего, разбираться с ним предстоит парламенту нового созыва.

А пока что приходится руководствоваться ст. 39 Конституции: «Граждане имеют право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, шествия и демонстрации, о проведении которых заблаговременно уведомляются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. Ограничение относительно реализации этого права может устанавливаться судом в соответствии с законом и только в интересах национальной безопасности и общественного порядка - с целью предупреждения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей». Однако никакой детализации эта статья не содержит и носит декларативный характер.

Как это ни удивительно, но местные власти до сих пор руководствуются указом президиума ВС СССР от 28.07.1988 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных походов и демонстраций в СССР», который был признан легитимным Минюстом в 2009 году, хотя некоторые его нормы явно противоречат ст. 39 Основного закона, согласно которой граждане имеют право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги и демонстрации, о которых заблаговременно уведомляются органы исполнительной власти или местного самоуправления.

В указе 1988-го года прямо сказано, что «заявление… подаётся в письменной форме не позднее, чем за 10 дней до намеченной даты их проведения». Между тем существует решение Конституционного суда № 4-рп/2001 от 19.04.2001 г., в котором говорится, что организаторы мирных собраний должны уведомить указанные органы о проведении таких мероприятий заблаговременно, однако это не должно ограничивать предусмотренное ст. 39 Конституции права граждан, а служить его гарантией и одновременно предоставлять возможность соответствующим органам исполнительной власти и местного самоуправления принять меры по беспрепятственному проведению собраний, митингов и демонстраций. То есть, согласно Основному закону сроки подачи заявления не уточняются, а слово «заблаговременно» можно толковать по-разному. Например, подать заявление о митинге накануне его проведения – в таких случаях суд чаще всего не успевает принять соответствующее решение.

Такая законодательная неразбериха привела к тому, что в нашей стране по большому счету граждане могут просто уведомлять местные власти о митинге и не ждать, даст ли суд на это разрешение. А ссылки милиции на то, что митинг не санкционирован, в правовом смысле безосновательны, поскольку документ, на который они ссылаются (указ президиума ВС СССР от 1988 г.) не конституционен. А когда милиция утверждает, проведение митинга препятствует передвижению граждан, то Шевченковский райсуд Киева в своем решении от 19.04.2005 г. указал на то, что «создание дополнительных неудобств для граждан, повышенность шума не может быть основанием для обращения с требованиями об ограничении прав и свобод граждан на мирные собрания».

Ответ на вопрос, почему же в Украине до сих пор не принят закон о мирных акциях, очевиден – в таком регламентирующем документе действующая власть и оппозиция не заинтересованы, поскольку правовая неразбериха позволяет им манипулировать людьми, исходя из той или иной ситуации.

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка