Как мы очистили власть, не помыв рук

26 Апреля 2018 4

Украинская люстрация похожа на национальную привычку красить деревья известью — никто даже не понимает, как и чем это бессмысленное действие может помочь.

Чем Янукович похож на нациста

Системная, узаконенная люстрация как процесс очищения власти сегодня достаточно распространенная и отработанная государственная и управленческая технология. Первый большой эксперимент был проведен в рамках денацификации после Второй мировой в Германии и Австрии. А грандиозный опыт, накопленный постсоветскими странами в конце XX века, стал использоваться и в других регионах – например, американцы сумели эффективно зачистить власть в Ираке от соратников Саддама.

Не везде люстрация приводила к расцвету общества и модернизации власти. Например, в том же Ираке она вызвала серьезный раскол по религиозному признаку — отстраненные от власти сунниты сформировали очаг длительной напряженности, что повлекло раскол страны.

Казалось бы, наблюдение за практикой других государств могло дать Украине бесценный методологический материал — как очистить власть максимально эффективным и безболезненным образом.

Но по сути украинская люстрация превратилась в кратковременный пропагандистский трюк, не несущий никакой практической пользы. 

И причин тому несколько. Прежде всего, достаточно странно была выбрана группа управленцев, которую решили подвергнуть дискриминации.

Если в постсоветских странах преследовали коммунистических партийных функционеров (это же предлагал делать, например, и Левко Лукьяненко еще в 2005 г.), то закон «Об очищении власти», принятый в 2014 г., в первую очередь был направлен против команды госменеджеров, сформировавшихся при правлении Януковича. Тем, кто занимал руководящую должность с 25 февраля 2010 г. по 22 февраля 2014 г. в течение как минимум года, запрещалось занимать некоторые госдолжности сроком на 10 лет.

Это достаточно странный выбор жертвы, ибо правление Януковича не было идеологическим. Государственные менеджеры, скажем, времен Кучмы воровали и разлагались ничуть не меньше, именно тогда превратив клептократию в национальную религию бюрократии. Правление других президентов тоже не слишком отличалось, тем более что штат топ-менеджеров не очень-то и менялся. Люди лишь скользили из одного кресла в другое, испытывая падения и подъемы, но редко навсегда выпадая из системы.

С точки зрения масс, разумно было бы ввести запрет для всех высших управленцев, ранее работавших в госаппарате, — поскольку сама машина давно показывала признаки катастрофического разложения, и «чистеньких» в ней, по мнению обывателей, не оставалось в принципе.

Но это ставило ребром вопрос как гипотетической нехватки кадров в случае слишком масштабных зачисток, так и безопасности чинуш из команды самого Порошенко — многие в ней во власти «с детства». Собственно говоря, сам закон «Об очищении власти» был написан с такими оговорками, чтобы не задеть фигуру нынешнего гаранта, ведь при прежней, преступной, власти он тоже был членом клики.

Чтобы узость мер не выглядела настолько жалко, под люстрацию попали также руководители КПСС и комсомола – через 23 года после развала СССР!

Впрочем, единственную надежду на реальное очищение власти давал пункт закона, требовавший люстрации для госслужащих, которые не могли объяснить шикарную жизнь и дорогое имущество при скромных зарплатах.

Как уверял тогдашний премьер Арсений Яценюк, это должно было поставить под удар около миллиона чиновников. Что, конечно, свидетельствует о некомпетентности данного деятеля: в стране тогда насчитывалось 700 тыс. чиновников, из которых 300 тыс. — госслужащие.

Не в яблочко

Грандиозный шум вокруг процесса люстрации, который должен был создать в обществе иллюзию реформ, завершился, как считают многие, провалом. Прежде всего имиджевым: сегодня, судя по соцопросам, общество убеждено, что степень разложения чиновничьего аппарата только усугубилась. А бесконечные коррупционные скандалы убеждают в этом и весь мир.

С формальной точки зрения процесс люстрации тоже показал жалкие результаты, далекие от ожидаемых. Как можно убедиться, взглянув на сайт Минюста, в Едином госреестре лиц, к которым применены положения Закона Украины «Об очищении власти», зарегистрирован совсем не «миллион Яценюка», а всего лишь 931 человек.

Официальный подробный разбор данных попавших под люстрацию не обновлялся с 2016 г., но с тех пор мало что изменилось – тогда в реестре было 934 человека.

«Пшиковость» некоторых положений закона можно было легко предсказать: например, бывших руководителей КПСС удалось вычистить из власти аж 4 человека, а сотрудников КГБ — 43. Подавляющее большинство попало под гребенку по автоматическому признаку — высокой должности во времена Януковича.

От имущественной люстрации, на которую возлагало столько надежд общество, пострадало всего 110 чиновников.

Уже к 2016 г. почти 7% люстрированных «делюстрировались» — большинство через суд, а некоторые – благодаря именным указам президента.

Несмотря на мизерное количество попавших под критерии люстрации, далеко не все из них действительно лишились должностей. Например, фискалы просто проигнорировали требования закона, согласно которым должностей должны были лишиться 75 топ-руковдителей – не для того люди кресла покупали.

Именно налоговики, кстати, просто саботировали и имущественную люстрацию, превратив ее в посмешище. Ведь ГФС должна была, согласно действующему законодательству, проверять декларации чиновников. Очень часто фискалы просто писали: «невозможно установить достоверность сведений в декларации» — и вуаля, любой скромный чиновник с дворцом, яхтой и зарплатой в 5 тыс. грн был абсолютно вне подозрений.

Минюст выявил три основные схемы избежать люстрации. Первая предполагает восстановление в должности через суд. Причем иски подаются разные — как о защите чести и достоинства, так и о неприменении норм закона к конкретному деятелю. Еще один забавный способ — изменение через суд формальных сроков пребывания в должности, чтобы не попасть под формальные признаки люстрации. Есть и способ «покупки» решения в судах первой инстанции, а затем блокировка прохождения дела выше путем подачи аппеляции в Конституционный Суд — там дело намертво тормозится.

Вторая схема предполагает наличие высокого покровителя – президента, генпрокурора и т. д. Такие лица могут просто игнорировать требования закона, не увольняя люстрируемых или назначая их на новые высокие должности.

Но одна из самых распространенных схем — это банальный саботаж со стороны госорганов. Например, должности как бы выводятся из-под действия норм закона тем, что ряд структурных подразделений ведомства объявляются несамостоятельными единицами. Так это массово произошло, например, с подразделениями МВД, СБУ, Службы внешней разведки.

Кресло от люстрированных приходится оборонять

Как к результатам люстрации относятся те, кто причастен к ее проведению? «2000» об этом рассказала Анастасия ЗАДОРОЖНАЯ, директор департамента по вопросам люстрации Министерства юстиции Украины.

— Судячи з числа осіб, що попали до реєстру Мінюсту, процес люстрації майже не рухається. Чи означає це, що масштабних змін в цьому напрямку вже не буде, чиновники можуть спати спокійно?

— Масштаби люстрації і не могли суттєво змінитися. Тому що іще рік тому ми говорили, що люстрація проведена більше ніж на 98%. Основний її масив пройшов у перші два роки. Так звана автоматична люстрація пройшла в перші 10 днів після набрання чинності закону.

Друга хвиля пройшла, коли Кабміном був визначений план проведення люстрації в кожному державному органі. Цей план виконано всіма органами, крім військовослужбовців, – їм таку перевірку відтермінували до 2019 р.

Тому значних змін і не може бути.

Але зміни в реєстрі відбуваються. Наприклад, якщо подивитися наш звіт за два роки, то тоді в реєстрі був тільки один суддя. А тепер там вже чотири судді. Це може здаватися невеликою різницею, але з огляду на роботу, яку департамент провів, щоб ці особи потрапили в реєстр і були звільнені з посад, це просто колосальні зусилля.

Ми зараз чекаємо відповіді, статистики від державних органів щодо проведення люстрації. В кінці травня, сподіваюся, підготуємо новий звіт.

 В суспільстві дуже поширений погляд, що люстрація провалилася – в першу чергу через те, що не спрацювала майнова люстрація, яка повинна була підвести під удар казнокрадів. Чи розумієте ви таку оцінку громадян?

— Звичайно, ми цей погляд розуміємо. Дійсно, майнова перевірка в зв’язку з тим, що не було єдиного підходу до її проведення, не є дуже ефективною. Багато людей, що потрапили під таку люстрацію, тепер поновлюється на посадах через суд. Найпростіший шлях – оскаржити майновий висновок Державної фіскальної служби.

Але це не вся люстрація! Найбільша кількість людей, що попали в реєстр, – це люди, які пішли під «автоматичну» люстрацію. До того ж ще є інші критерії, такі як служба в КДБ.

Виділяти майнову перевірку можна буде тоді, коли таку роботу почне робити не ДФС, а Національне агентство з питань запобігання корупції, НАЗК. З початку 2017 р. це єдиний орган, що може перевіряти декларації. В принципі ми вже підготували зміни до постанови, яка регулює проведення люстраційної перевірки, і направили в Кабмін. Там ми зазначили, що є суттєва необхідність майнову перевірку віддати НАЗК.

Як ви вважаєте, скільки ще буде необхідний ваш департамент? Адже ви самі зазначаєте, що люстрація майже закінчилася.

— Люстрація буде проводитися 10 років. Вона налаштована на те, щоб особи, які втратили довіру суспільства, не займали посад в державних органах и органах місцевого самоврядування.

Хоча планове проведення перевірки і пройшло, наша мета — зберегти позитивні результати люстрації і не дати повернутися на свої посади тим особам, що були звільнені. Тому що зараз дуже багато справ у судах — відсторонені рвуться назад.

Ви часто програєте в судах? 

— Відсотково важко відслідковувати. Достатньо справ виграємо. Але дуже багато справ у судах ще не закінчені, їх постійно зупиняють через відсутність рішення Конституційного Суду. Ми це оскаржуємо, бо вважаємо, що це не є підставою для затримки справи.

Через те що суди відтерміновують розгляд, рішень як позитивних, так і негативних дуже мало загалом – по більшісті справ ще немає рішення.

 Закон називається «Про очищення влади». Ваша особиста думка — державі вдалося очистися? 

— Як на мене, то відношення до держслужби змінилося на краще. В першу чергу на рівні, скажімо, головних спеціалістів. Вони більш якісно ставляться до своїх обов’язків, переживають за долю держави.


Загрузка...

В Раде намекнули на люстрацию обладателей карт поляка

Парламентарии готовят проект резолюции «в ответ на провокационный польский...

Люстрация глобусов

Есть ли за последние 25 лет прецеденты, чтобы жителям целых регионов запрещали выезд из...

В Минюсте избрали главного люстратора

До работы в Департаменте по вопросам люстрации Задорожная окончила Киевский...

Сидячих мест нет

За год в Украине люстрировали только одного судью

Минюст объявил конкурс на должность директора...

Министерство юстиции приглашает профессиональных юристов принять участие в конкурсе

Загрузка...

Минстець и шведы

Мир воспринимает нас не по фантазиям, описанным в концепции Минстеця, а по реалиям,...

Между силой и добром

Времена не выбирают. Но у каждого есть личное право выбора — вписаться в...

СЛАВА УКРАИНЕ! За что? ГЕРОЯМ СЛАВА! Каким?

С трибуны Верховной Рады выступают депутаты — радетели о благе народном

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка