Петр Толочко: Украину объединит идея социального обустройства государства

№3 (891) 18 — 24 января 2019 г. 16 Января 2019 3 5

«Украина между Россией и Западом» — так называется новая книга нашего выдающегося современника — историка, археолога, академика Национальной академии наук Украины, иностранного члена Российской академии наук, почетного доктора Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Петра Толочко.

Издание, приуроченное к 80-летию ученого, вышло в северной российской столице в серии «Почетные доктора университета», где имя нашего земляка стоит рядом со знаковыми для российской науки и культуры именами, носителями духовного кода нации — академика Дмитрия Лихачева, философа Абдусалама Гусейнова, писателя Даниила Гранина, поэта Андрея Вознесенского, кинорежиссера Эльдара Рязанова и др.

Сборник историко-публицистических очерков Петра Петровича Толочко — это книга-исследование, книга-боль, плод многолетних раздумий над судьбой суверенной Украины. Она адресована широкому кругу читателей — научному и экспертному сообществу, преподавателям, студентам и всем, кому небезразлична судьба двух народов, произошедших от единого биологического и культурного корня и разведенных в результате геополитических маневров по разные стороны баррикад.

Серьезный научный труд ученого, посвятившего свою жизнь изучению истоков Киевской Руси, исследованию общей культурной идентичности восточных славян, — это попытка осмыслить современные процессы, опираясь на фундаментальное знание истории, прослеживая причинно-следственную связь событий — нынешних и минувших. Петр Толочко размышляет о наиболее острых проблемах, с которыми столкнулось украинское государство после обретения независимости, акцентируя внимание на взаимоотношениях Украины и России, которые сегодня переживают период острой конфронтации.

В сборник вошли очерки, лекции и выступления ученого. По форме это публицистика, а по сути — как и все, что выходило и выходит из-под пера Петра Толочко, — серьезная аналитика, осуществленная по всем канонам академической науки, базирующаяся на аргументах, «добытых» ученым в результате многолетних исследований. Вот как пишет об этом сам автор:

«В предлагаемой книге — мое личное восприятие «суверенного» периода нашей истории и его личностные оценки... Наверное, они вызовут неприятие многих моих оппонентов. Признаю за ними такое право и восприму критику в свой адрес с христианским смирением».

Монокультурность как путь к самоизоляции

В книге ученый в очередной раз обосновывает тезис о триединстве народов Украины, России и Беларуси, отсылая читателя к общему восточнославянскому прошлому и приводя исторические факты, которые свидетельствуют о том, что русичи воспринимали Древнюю Русь как единую страну, общую Родину: «Древним русичам и в страшном сне не могло присниться, что когда-то они будут украинцами, белорусами и русскими».

Ученый приводит в пример целую галерею исторических личностей, чья деятельность — неоспоримый аргумент общей славянской идентичности: Николай Гоголь, Иван Козловский, Сергей Бондарчук, Константин Паустовский, Владимир Вернадский, Николай Островский...

По мнению ученого, поликультурность обогащает народы, в то время как монокультурность замыкает в себе и является контрпродуктивной. В подтверждение этого тезиса Петр Петрович приводит слова Павла Скоропадского, написанные им в эмиграции. Причины неудачного опыта строительства украинского государства гетман усматривал в национальной нетерпимости, неспособности подняться над своими предубеждениями относительно всего русского.

Как считает Толочко, именно эти предубеждения и стали причиной восстания Петлюры, поднятого против гетмана. В свое оправдание Скоропадский писал: «Но тут разница между мной и украинскими кругами та, что последние, любя Украину, ненавидят Россию: у меня же этой ненависти нет».

Говоря о спекуляциях постсоветских украинских политических кругов на темах русского языка, этничности и патриотизма под лозунгом «Геть від Москви!», ученый сетует на то, что после развала СССР подпитка российской науки и культуры украинскими кадрами практически прекратилась. О последствиях этого разрыва для России судить россиянам, пишет ученый, а что касается ущерба для Украины, то, по его мнению, он очевиден: «За все годы своей государственной суверенности Украина, к сожалению, так и не смогла предъявить миру поэтов и писателей, равных М. Рыльскому, В. Сосюре, М. Стельмаху; певцов, равных Д. Гнатюку, Е. Мирошниченко, А. Соловьяненко; ученых, равных Б. Патону, П. Костюку, В. Глушкову...»

Автор книги убежден, что резкий обрыв многовековых связей между двумя народами, отказ от единого историко-культурного пространства, потеря конкурентной научной и культурной среды не прошли бесследно. И предостерегает: если процессы самоизоляции от России будут нарастать, бессмысленно надеяться на достижение Украиной хотя бы того же уровня научного и культурного развития, который она имела в прошлом.

«Прозревшие» апостолы

В главе «Государство и свобода» ученый опровергает популярный в среде диссидентствующих интеллектуалов тезис, что свободы, мол, больше там, где меньше государства. По его мнению, расшатывание государственных устоев посредством революций и гражданских противостояний — путь к деградации и упадку. Не случайно одну из своих статей, написанных во время второго майдана, Петр Толочко назвал «Варвары в городе». В ней он выразил опасение, что баррикады на Крещатике на самом деле разделяют не власть и оппозицию, а Украину.

Последующие драматичные события лишь подтвердили прозорливость этих слов. По словам ученого, исторический опыт доказывает: чем жестче государственные порядки, тем больших достижений добивается общество во всех жизненных проявлениях, поскольку «структурированное государство в неизмеримо большей степени, чем его аморфный аналог, сообщает обществу порядок, правила общежития, определяет перспективу развития, а главное — максимально мобилизует для этого ресурсы».

Что касается понятия «свобода», то в независимой Украине, считает Петр Толочко, оно не соответствует своему истинному значению. Вспоминая своих внезапно «прозревших» коллег-историков, которые признались, что «наконец-то почувствовали свободу и стали писать правду», он приводит в пример Тараса Шевченко: духовный лидер нации «писал то, что думал, в условиях наивысшего расцвета абсолютной монархии. Страшно даже предположить, что было бы, если бы он не обладал внутренней свободой! Обрела бы Украина такого апостола правды и свободы? Но мы знаем, к сожалению, и другие примеры, когда правнучатые коллеги Шевченко по поэтическому цеху верой и правдой служили советскому режиму, а после его крушения перелицевались в национал-патриотов и вновь оказались востребованы государством».

На страницах своей новой книги Петр Толочко выступает с жесткой критикой переписывания истории в угоду текущему политическому моменту, говорит об истоках и исторических уроках украинского национализма, анализирует евроинтеграционный путь Украины и потери на этом пути; размышляет о причинах и последствиях для государства второго майдана и гражданского конфликта на юго-востоке.

О своем видении урегулирования конфликта на Донбассе историк пишет так: «Наверное, в конце концов, Киев сможет подавить вооруженный протест мятежных жителей региона... но ему вряд ли удастся заставить их жить согласно галицким традициям. У них ведь есть свои. Если не будет кардинально решена проблема русского языка, не будут расширены права региона в сфере экономического и финансового развития, юго-восток обязательно когда-нибудь взорвется снова».

Автор книги подчеркивает, что не является сторонником сепаратизма, поскольку бесконечное дробление целого на части не приносит в международные отношения ничего, кроме хаоса, а создание самопровозглашенных государственных образований на небольших территориях — это постоянный очаг напряженности не только в регионе, но и в мире.

Ученый убежден, что для восстановления мира на Донбассе есть единственный путь — серьезные прямые переговоры между Киевом и самопровозглашенными республиками. Но самое главное — для примирения и консолидации общества Украине нужен новый проект, который был бы одинаково привлекателен для всех ее регионов. К сожалению, сегодня такого проекта нет, а бесконечные камлания, что майдан сплотил нацию, принес долгожданную свободу и «мы едины как никогда» — пустой звук, не имеющий ничего общего с реальностью.

Эрозия православной общности

Размышляя о бесконечных поисках Украиной национальной идеи, ученый категорически не соглашается с тем, что она может строиться вокруг конфликтных, раскалывающих общество тем. По мнению Петра Толочко, единой для всех эпох национальной идеи не бывает — «даже на протяжении одного исторического периода у страны и народа может быть несколько, сменяющих одна другую или одновременных национальных идей».

В качестве примера автор приводит советский период с его коллективизацией, индустриализацией, комсомольскими стройками и генеральной идеей построения коммунистического общества. Объединить современную Украину, полагает ученый, может идея социального обустройства государства, когда власти предержащие осознают, что главным приоритетом должна быть забота о своих гражданах.

Не обходит вниманием Петр Толочко и одну из самых актуальных и волнующих современное общество тем — православия и церковного раскола в Украине. По мнению ученого, церковный кризис — закономерное следствие попыток изменения Украиной своей цивилизационной идентичности. Не случайно еще президент Янукович, говоря о европейском выборе для страны, подчеркивал, что это еще и цивилизационный выбор, означающий стремление интегрироваться с католической и протестантской Европой не только политически и экономически, но и культурно.

«По сути, эта тенденция исподволь утверждалась на Украине в течение всего периода независимости, — утверждает автор книги. — Свидетельством тому было превращение Украинской католической церкви из региональной институции во всеукраинскую. Ее сакральный центр из Львова был перенесен в Киев, причем на левый берег Днепра, что должно было символизировать распространение этой церкви на восток. Заметно оживились в Украине Римско-католическая и протестантская церкви. Одновременно с этим велась системная работа по расколу украинского православия...

Поразительно, что подогревается этот раскол людьми, не имеющими никакого отношения к православию. Их лозунг «Независимой Украине — независимая православная церковь» ничего общего с радением за неньку Украину не имеет. Это циничное политиканство, направленное на эрозию православной общности. Примечательно, что такая претензия предъявляется только к Украинской православной церкви, пребывающей в молитвенном единении с Русской. Ничего похожего не высказывается по отношению к тем украинским церквям и конфессиям, которые связаны с зарубежными центрами не только канонически, но и административно».

Публицистика Петра Толочко — это гражданская позиция, базирующаяся на фундаменте академической науки. В ней нет тенденциозности и пропагандистских штампов, которыми зачастую грешат труды его коллег. Однако присутствует существенный «изъян» — научные выводы Толочко не совпадают с официальной трактовкой истории, а потому воспринимаются властями предержащими и радикальными кругами в Украине как идеологическая диверсия, подрывающая основы государственности.

По этой причине книги «идеолога русского мира» и «ученого-сепаратиста» издаются преимущественно в России, где его не подвергают остракизму, не срывают презентации, а чествуют как большого ученого и выдающегося украинца-патриота, чьи труды актуализируют историческую науку, позволяя понять современные процессы и предвидеть будущие.

Очень жаль, что новая книга Петра Толочко так же, как и другие его публицистические труды — «Украина в оранжевом интерьере», «Украина в огне евроинтеграции» и «Заблудшие», — недоступна широкому читателю. Этих работ не найдешь на полках украинских книжных магазинов. Слово нашего выдающегося современника с трудом пробивает дорогу к умам сограждан, и в этом тоже есть определенная историческая закономерность.

Как заметил когда-то другой выдающийся ученый, русский философ (с украинскими, кстати, корнями) Николай Бердяев, все народы имеют непреодолимую склонность распинать своих пророков, учителей и великих историков. Инакомыслие всегда воспринималось как вызов, угроза спокойствию политических элит.

И нынешняя украинская власть — не исключение. По мнению Петра Толочко, она всего-навсего повторяет ошибки своих предшественников, не делая выводов из исторических уроков: «Необходимо признать, что реализм и прагматизм никогда не были сильной стороной украинской политической элиты. Она почти всегда руководствовалась не столько здравым смыслом, сколько чувствами, которые дорого обходились украинцам в прошлом и дорого обходятся в нынешнее время».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Быть добру!

Принципиальная позиция движения «Сила добра» – отсутствие в нем политических...

Загрузка...

В топе и тренде

Дональда Трампа и Сильвио Берлускони по стилю публичного поведения можно смело...

«Киндер-сюрприз», ломающий сценарий выборов

В результате стремительного взлета Владимир Зеленский вышел в рейтинге на первое...

И капля правды — рецепт успеха шпионского чтива

Международный шпионаж, высокопоставленные заговорщики, море вымысла, капля правды и,...

Комментарии 3
Войдите, чтобы оставить комментарий
Knignik Nik
23 Января 2019, Knignik Nik

Кривохатько Н. И.
Системный социализм и системная экономика
Всю предшествующую историю человеческой цивилизации следует рассматривать, как различные фазы трансформации её в целостность. Всю историю земных сообществ можно рассматривать как поиск оптимального устройства общества. Наиболее распространённая модель исторического процесса – последовательность общественно–экономических формаций в этом контексте выглядит как ряд последовательных приближений к оптимуму, которым и является системный социализм.
Почему он "системный", в чём главное его отличие, как от капитализма, так и от всех существующих разновидностей социализма?
Это отличие в том, что все предыдущие общественные устройства (от первобытнообщинного строя до общества "научного" социализма) базировались на потребительском отношении к миру. На изначально существующем твёрдом убеждении, что мир возник когда-то лишь для того, чтобы его можно было потреблять (получение т. н. "благ"), а человек – для того, чтобы осуществлять это потребление. Такая инструкция (плодитесь и размножайтесь) заложена даже в религиозных заповедях, которые воздействуют на сознание людей не одну тысячу лет. Это убеждение является глубочайшим заблуждением, а потребительское отношение к миру оправдано лишь на ранних, "младенческих" стадиях становления человечества.
Это идеальная на данный момент социальная модель. Сайт "СФКМ - системно-физическая концепция мира", раздел "Экономика". Точную ссылку дать не могу из-за дурацкой политики сайта.

- -1 +
мЫкола
22 Января 2019, мЫкола

Ученый есть ученый. Он приводит факты, анализирует, проводит исторические аналогии. Безусловно так и должно быть. И аналитика от Петра Петровича однозначно войдет в учебники истории новой, нормальной Украины. Скорей всего для ученого слишком просто и примитивно высказаться в три строки: Украинец! Тебя обманывали и продолжат это делать. Вся история Украины - история предательства и воровства. Героям Слава!? Назовите хоть одного?

- 1 +
Knignik Nik
23 Января 2019, Knignik Nik

Для того, чтобы решить проблему, нужно её осмыслить, а нынешняя проблема очень сложная, поэтому её осмысление - работа именно для учёного. Ну что толку с того, что все станут высказываться "в три строки" что нас обманывают, что от этого изменится? Нужно что-то менять, но прежде всё хорошо продумать - чтобы хоть понимать, какую проблему нужно решать. А то опять можно такого наваять...

- 1 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка